ВКПБ ВКПБ

10.03.2020, 06:14

3288155 original

     В перестроечный и постсоветский период появилось немало публикаций, в которых неверно трактуется позиция И.В. Сталина в отношении религии и церкви. Причем это имеет место не только в изданиях буржуазного, в том числе буржуазно-патриотического, направления (типа “Русского вестника”), но и в СМИ, именующих себя коммунистическими.

     Так, в статье П. Забугина “Сталин и религия” (см. Досье “Гласности” №8 за 2000 год) утверждается, что Сталин “всю жизнь верил во Всевышнего, …не допускал, чтобы чуждые для России конфессии получали широкую свободу деятельности на территории нашей страны, ...содействовал обретению Русской Православной Церковью ее естественного положения в обществе”.

   С. Костян в статье “Лицевая сторона медали”, написанной к 50-летию со дня смерти И.В. Сталина (“Мы и время” за 28 февраля 2003 г.), утверждал, что И.В. Сталин был “убежденным православным коммунистом”.

     В посвященной И.В. Сталину обширной статье Г.А. Зюганова “Строитель державы” (“Коммунист Белоруссии” за 14.01.2005 г.) имеется целый раздел: “Государство и церковь: новая симфония”. В нем не приведено ни одной из известных в свое время сталинских оценок религии и церкви, зато собран ряд высказываний об И.В. Сталине различных религиозных деятелей, в том числе о том, что он был “богоданным вождем” и что он “с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек”. По мнению Зюганова “государственное богоборчество стало одной из серьезных ошибок советской власти, и в связи с этим сталинский опыт нормализации отношений между государством и церковью представляется особенно актуальным”. Встреча И.В. Сталина с иерархами православной церкви в начале сентября 1943 г. рассматривается как переломная точка в церковно-государственных отношениях, а перемены в этих отношениях “диктовались хорошо продуманной стратегией”, предполагавшей “решительную корректировку политического курса, в основу которого отныне наряду с социалистическими достижениями должны быть положены традиционные ценности русского национального бытия”. В заключении этой статьи Зюганов перечисляет основные, по его мнению, черты конструктивного наследия советской эпохи, прежде всего, сталинской. Среди этих черт имеется и такая: “В религиозной политике это стратегический союз государства и церкви, направленный на духовно-нравственное воспитание Человека.   Сама жизнь подтверждает, что союз государства и церкви есть веление времени, непременное условие нормального развития страны”.

   А каковы же были в действительности взгляды И.В. Сталина на религию и церковь?

Обратимся прежде всего к произведениям И.В. Сталина, изданным при его жизни, в особенности к 13-томному изданию Сочинений И.В. Сталина, вышедшему в свет в интервале 1946-1951 гг., т.е. после 1943 г. Причем это издание не претендует на то, чтобы быть полным собранием сочинений. В нём изложено прежде всего то, что хотел И.В. Сталин донести до массовой читательской аудитории именно в тот период, когда это издание вышло в свет.     Итак, как оценивал И.В. Сталин любую религию, включая православие? В его работе “Марксизм и национальный вопрос”, датированной 1913 годом, говорится, что “социал-демократия (здесь и далее имеется виду революционная социал-демократия) будет защищать право наций исповедовать любую религию. Но в то же время она, исходя из правильно понятых интересов пролетариата, будет агитировать и против католицизма, и против протестантизма, и против православия, с тем чтобы доставить торжество социалистическому мировоззрению. И она будет это делать потому, что протестантизм, католицизм, православие и т. д., без сомнения, идут в разрез … с правильно понятыми интересами пролетариата” (И. В. Сталин. Соч., т.2, стр. 355).

   В беседе с первой американской рабочей делегацией 9 сентября 1927 г. И.В. Сталин отметил, что “партия не может быть нейтральной в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому, что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке” (И.В. Сталин. Соч., т.10, стр.132-133).

     Как известно, перу И.В. Сталина принадлежит также работа “О диалектическом и историческом материализме”, датированная сентябрем 1938 года и вошедшая как в “Краткий курс истории ВКП(б)”, так и в 11-е издание сборника “Вопросы ленинизма”, изданное в 1938 году. В этой работе слово “религия” непосредственно не употребляется, но она являет собой образец пропаганды материалистического мировоззрения как мировоззрения марксистско-ленинской партии. В частности, в ней говорится о том, что “мир развивается по законам движения материи и не нуждается ни в каком “мировом духе”. Там же, касаясь вопроса о философском течении под названием фидеизм. И.В. Сталин дает пояснение, что это “реакционная теория, дающая предпочтение вере перед наукой” (“Вопросы ленинизма”, изд. 11 стр. 543-544). В “Кратком курсе Истории ВКП(б)”, вышедшем в 1938 г., дается отрицательная оценка имевшим место в начале 20-го столетия попыткам отдельной неустойчивой части партийной интеллигенции обратиться к так называемому “богоискательству” и “богостроительству”.

   Достаточно четко прослеживается в работах И.В. Сталина различие в отношении к реакционному духовенству, стоявшему на антисоветских позициях, и к трудящимся, еще не освободившимся от религиозных предрассудков. Что касается реакционного духовенства, то известен ряд высказываний И.В. Сталина по данному вопросу.

     В уже упоминавшейся беседе с первой американской рабочей делегацией И.В. Сталин, говоря о реакционном духовенстве, “отравляющем сознание народных масс”, заявил: “Подавили ли мы реакционное духовенство? Да, подавили. Беда в том, что оно не вполне еще ликвидировано. Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства” (И.В. Сталин. Соч., т.10, стр. 133).

   Выступая 13 апреля 1928 года на собрании актива московской организации ВКП (б) с докладом “О работах Апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК”, И.В. Сталин высоко оценил действия партии во главе с Лениным в 1921 году, когда она, “ввиду голода в стране поставила вопрос об изъятии ценностей у церквей на предмет приобретения хлеба для голодающих районов, построив на этом широчайшую антирелигиозную пропаганду” (И.В. Сталин. Соч., т.11, стр.50).

     Выступая на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) в январе 1933 года с докладом “Итоги первой пятилетки” в разделе “Итоги пятилетки в 4 года в области борьбы с остатками враждебных классов” И.В. Сталин упомянул попов в числе тех вышибленных из колеи остатков умирающих классов, со стороны которых возможны враждебные действия (И. В. Сталин. Соч., т.13, стр.207).

     Будучи атеистом и противником реакционного, антисоветски настроенного духовенства, И.В. Сталин в то же время неоднократно предостерегал от оскорбления чувств верующих при проведении антирелигиозной пропаганды. Призывал учитывать степень подготовленности масс к ее восприятию.

     Так, в статье “Политика Советской власти по национальному вопросу в России”, опубликованной в “Правде” за 10.10.1920 г., он писал: “Если, например, дагестанские массы, сильно зараженные религиозными предрассудками, идут за коммунистами “на основании шариата”, то ясно, что прямой путь борьбы с религиозными предрассудками в этой стране должен быть заменен путями косвенными, более осторожными” (И.В. Сталин. Соч. т.4., стр. 362).

   В докладе “О советской автономии Терской области” (т.4, стр. 402), И.В. Сталин отметил, что “Если будет доказано, что нужен шариат, пусть будет шариат”.

     В статье И.В. Сталина “Об очередных задачах партии в деревне”, опубликованной в “Правде” за 23 октября 1924 года имеется раздел “Нужен чуткий подход к крестьянству”, где как раз говорится о необходимости тактичного проведения антирелигиозной пропаганды, учета того, “что в вопросах антирелигиозной пропаганды требуется осторожное отношение даже к предрассудкам крестьянина” (И.В. Сталин. Соч., т. 6, стр. 309-310).

     В речи на заседании Оргбюро ЦК ВКП (б) 6 апреля 1925 года “О комсомольском активе в деревне” (т.7, стр.82.) И.В. Сталин отнес “хулиганские выходки при так называемой антирелигиозной пропаганде” к числу тех явлений, которые должны быть отброшены, ликвидированы немедля, “как нечто порочащее знамя комсомола и совершенно чуждое звания комсомольца”, но в то же время отметил (стр. 83), что “активист-комсомолец вовсе не должен подлаживаться к предрассудкам крестьянина. Считаться с этими предрассудками и подлаживаться к ним – это две вещи разные”.

   В статье “Головокружение от успехов” И.В. Сталин критикует тех, “с позволения сказать, “революционеров”, которые “дело организации артели начинают со снятия с церквей колоколов” (т. 12, стр.198).

   И здесь совершенно нет никакого противоречия между позициями И.В. Сталина с одной стороны, и позициями Ленина и основными партийными документами периода 20-х, начала 30-х годов.

   В.И. Ленин, будучи убежденным атеистом и придавая важное значение наступательности атеистической пропаганды, в то же время, так же, как и И.В. Сталин, обращал внимание на недопустимость оскорбления чувств верующих.

     Известна ленинская редакция пункта программы РКП (б) в области религиозных отношений, согласно которой партия стремится “к фактическому освобождению трудящихся от религиозных предрассудков” и организует для этого “самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду. При этом необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма” (В.И. Ленин. ПСС, т. 38, стр. 118). Именно эта формулировка и вошла под п. 13 в программу РКП (б), принятую в марте 1919 года на ее 8-м съезде и действовавшую до 1961 года.

     9 августа 1921 года Пленумом ЦК РКП (б) было принято специальное постановление “По вопросу о нарушениях пункта 13 программы и о постановке антирелигиозной пропаганды”. В этом постановлении сформулированы достаточно жесткие требования в части антирелигиозной позиции, предъявляемые к коммунистам, занимающим ответственные посты, к вступающим в партию интеллигентам и вообще к интеллигентным членам партии. В то же время подчеркнута необходимость особо осторожного и чуткого подхода к тем сторонникам и потенциальным союзникам, которые в силу своего недостаточно высокого политического и (или) культурного уровня еще не освободились от религиозного дурмана. В п. 7 этого постановления говорится о необходимости “по вопросу об антирелигиозной агитации дать директивы всем партийным организациям и всем органам печати не выпячивать этого вопроса на первое место”, о том, что “задача всей этой работы в совокупности должна заключаться в том, чтобы на место религиозного миропонимания поставить стройную коммунистическую научную систему, обнимающую и объясняющую вопросы, ответы на которые до сих пор крестьянская рабочая масса искала в религии”. В п. 9 говорится о необходимости сделать антирелигиозную пропаганду значительно серьезнее, углубить ее. В п. 10 – о том, чтобы “тщательно избегать узкого направления агитации, направленной иногда против представителей одного какого-нибудь культа, наоборот, систематически подчеркивать, что РКП борется не с какими-нибудь отдельными религиозными группами, а со всяким религиозным мировоззрением вообще. Тщательно избегать всего, что давало бы повод какой-нибудь отдельной национальности думать, а нашим врагам говорить, что мы преследуем людей за их веру”.

       ХII съезд партии (1923 год) принял специальную резолюцию “О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды”, в которой указал, что “необходимо заботливо избегать всякого оскорбления чувств верующих, ведущего лишь к закреплению религиозного фанатизма”. ХIII съезд партии (1924 год), требуя развития антирелигиозной пропаганды в деревне, предлагает “следить за тем, чтобы не оскорблять религиозного чувства верующего”. ХVI съезд партии (1930 год) признал необходимым в целях социалистического воспитания новых кадров рабочих и работниц систематически бороться с мелкобуржуазными настроениями, предрассудками и всякими пережитками капиталистической старины в рабочей среде, правильно организовать и усилить антирелигиозную пропаганду.                                                              

   Какова же была официальная оценка религии в период руководства И.В. Сталина, причем тогда, когда с троцкистско-бухаринским влиянием было уже покончено?

     Обратимся к 48 тому I-го издания Большой Советской энциклопедии, изданному в 1941 году.Там в статье “Религия” дается следующая оценка ее роли: “В СССР религия является опаснейшим и вреднейшим пережитком капитализма в сознании людей. Этот пережиток является орудием классового врага и поддерживается капиталистическим окружением”.

      В обширной статье “Атеизм”, опубликованной в 3-м томе 2-го издания Большой Советской энциклопедии, датированном 1950 годом, сказано: “религиозные пережитки мешают верующим трудящимся овладевать наукой и знаниями, мешают их воспитанию в духе марксистско-ленинского мировоззрения, препятствуют им стать последовательными, полноценными строителями коммунизма. Капиталистическое окружение всячески стремится оживлять и поддерживать религиозные пережитки в СССР, надеясь использовать их для достижения своих империалистических, захватнических целей. Борьба за полное торжество атеизма остается актуальной задачей всех партийных и общественных организаций”.

     Согласно Программе ВЛКСМ, изданной в 1939 году, “ВЛКСМ терпеливо разъясняет молодежи вред суеверия и религиозных предрассудков”, а согласно уставу ВЛКСМ, принятому на ХI съезде ВЛКСМ 6 апреля 1949 года, в число обязанностей комсомольца входит борьба “с остатками религиозных предрассудков”.

     Согласно статье 124 Конституции СССР, принятой в 1936 году, "церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами”. Согласно Уголовному Кодексу БССР с изменениями на 1 декабря 1948 года к числу уголовных преступлений, в частности, относится обучение малолетних или несовершеннолетних религии в государственных или частных школах (статья 159).

   Так что ни о каком “стратегическом союзе государства и церкви, направленном на духовно-нравственное воспитание человека”, который приписывает И.В. Сталину Зюганов в своей статье, и речи быть не могло. Ночная встреча И.В, Сталина с иерархами православной церкви в начале сентября 1943 года была всего лишь ответом Советского руководства на патриотическую деятельность отдельных представителей православной церкви на неоккупированной территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Что же касается временно оккупированной территории, в частности территории Белоруссии, то здесь деятельность многих церковных структур была иной, чему имеются документальные подтверждения (но это уже тема отдельной статьи).

     Что касается славословия ряда церковных деятелей в адрес И.В. Сталина во время и после Великой Отечественной войны, то, по-видимому, если бы они говорили в то время другое, от них бы просто отвернулась большая часть верующих, таков был в то время авторитет Сталина в народе.

     В отношении традиционных ценностей русского национального бытия, о которых говорится в цитированной статье Зюганова, можно только сказать, что ценности ценностям – рознь. И, по-видимому, полезно вспомнить высказывание на эту тему в 1946 году одного из ближайших соратников И.В. Сталина – А.А. Жданова, содержащееся в его докладе о журналах “Звезда” и “Ленинград”, которое в свое время достаточно широко цитировали, но впоследствии постарались предать забвению: “Мы уже не те русские, какими были до 1917 года. И Русь у нас уже не та. И характер у нас не тот. Мы изменились и выросли вместе с теми величайшими преобразованиями, которые в корне изменили облик нашей страны”.

     Так обстояло дело в действительности. А публикации указанных выше и подобных им авторов свидетельствуют просто об их попытках ввести в заблуждение читательскую аудиторию, приписывая И.В. Сталину, последовательному материалисту и атеисту, свои собственные взгляды на религию и церковь, не имеющие ничего общего с коммунистическим мировоззрением.

     Поэтому в заключение уместно вновь обратиться к записи встречи И.В. Сталина с первой американской рабочей делегацией, где он говорит: “Бывают случаи, что кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развертыванию антирелигиозной пропаганды. Если таких членов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким “коммунистам” не место в рядах нашей партии” (И.В. Сталин. Соч. т.10, стр.133).

Сказано четко, ясно. По-сталински. Добавить к этому нечего.

                             Cтанислав Градов

                            г. Минск

 

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных