ВКПБ ВКПБ

2024 год – год 145-летия со дня рождения И.В. Сталина


"...Он вывел нас к свету
И к солнцу из тягостной тьмы.
Вот в ЭТОМ и именно в ЭТОМ
НАСЛЕДНИКИ СТАЛИНА - МЫ!"


01.04.2023, 07:40

22 декабря 2022 года состоялось заседание Государственного Совета, посвящённое вопросам реализации молодёжной политики. Естественно ожидать, что документ об этом мероприятии будет содержать констатирующую и резолютивную части. Иначе говоря, описание стартовой позиции и цели, к которой мы должны стремиться.

В оценке численности молодёжи выступавшие едины: молодых около 40 миллионов человек. Что касается оценки качества, тон задал президент во вступительном слове. По его мнению, молодые люди, с которыми он успел пообщаться, отличаются активной позицией, готовностью приходить на помощь нуждающимся в поддержке.

Подобная оценка слышалась и в большинстве выступлений. Но сильно отличается выступление Т. Голиковой, выступившей после большинства ораторов. По её мнению, нам ещё предстоит оценить точку, в которой мы находимся. Выходит, предыдущие ораторы оказались не совсем правы в своих радужных оценках.

Президент говорил о важности понимания молодыми истории страны, но не сказано, в чём же состоит уникальность нашей истории.

Октябрьская революция 1917 года не была экспериментом большевиков, а была следствием необходимости. А наиболее талантливым лидером, сумевшим превратить необходимость в реальность, был Иосиф Виссарионович Сталин.

Темпы роста экономики в СССР были невиданными для остального мира. И по мере развития страны продолжали увеличиваться. Не случайно 20% мирового производства было сосредоточено в СССР. А в нынешней буржуазной России – только 1,7%.

Результаты исследований показывают, что если производительность труда работающего, выбравшего профессию в соответствии со своими склонностями и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то  производительность труда человека, работающего охотно, но неправильно выбравшего профессию, составит 50%, а работающего неохотно, да к тому же неправильно выбравшего профессию, всего 30%.

В СССР под руководством академика Е.А. Климова разработана стройная система профессиональной ориентации, основанная на его систематике профессий. Самая крупная систематическая единица – тип профессии. Он зависит от предмета труда. Если предметом труда являются объекты, самопроизвольно меняющиеся во времени (растения, животные, астрономические объекты…) профессия относится к типу «Человек – природа».

Если предметом труда являются объекты, не меняющиеся самопроизвольно во времени (технические системы, материалы, виды энергии…) профессия относится к типу «Человек – техника».

Если ведущий предмет труда – люди, группы, коллективы, общности людей, перед нами тип «Человек – человек».

Если ведущий предмет труда – условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки, профессия относится к типу «Человек – знаковая система».

Если ведущий предмет труда – художественные образы, это тип «Человек – художественный образ».

Исследования, проведённые ульяновскими учителями под руководством автора настоящей статьи, показали, что типы не просто придуманы для удобства, а носят объективный характер. Детей с первого класса в ходе экскурсий, рассказов, бесед знакомили с массовыми профессиями, нужными в городе. В конце каждого учебного года в профориентационной карте, заведённой на каждого ученика, записывали, какую профессию хочет приобрести ученик. Если бы типы профессий не существовали объективно, при изменении профессиональных планов ученика было бы одинаково вероятно, что новый выбор будет относиться к другому типу профессий или останется в пределах прежнего. То есть пятьдесят на пятьдесят. Однако 79% детей меняли из года в год свои профессиональные предпочтения в пределах одного типа профессий или не меняли вовсе.

Важно, что склонности к тому или иному типу профессий можно формировать у детей целенаправленно в соответствии с перспективной потребностью в кадрах. Естественно, знать эту потребность можно лишь при плановом социалистическом хозяйстве.

Исследования И.П. Волкова показали также объективность существования классов и отделов профессий.

В пределах любого типа существуют три класса профессий. Класс гностических профессий связан с познавательным трудом, цель которого – узнать, оценить, исследовать. Примеры – контролёр ОТК, сторож, лаборант медицинской лаборатории, рентгенолог…

Класс преобразующих профессий связан с воздействием на предмет труда с целью изменения его свойств или положения в пространстве или с целью активного сохранения его свойств, состояний в определённых пределах. Примеры – слесарь, учитель, скрипач, бухгалтер, полевод…

Класс изыскательских профессий связан с поиском оптимального решения задач: создания нового художественного произведения, конструирование новой машины, создание новых методов обучения людей, выведение новых сортов растений или пород животных, разработка нового программного обеспечения…

По использованию различных орудий труда профессии делятся на отделы. Специальности ручного труда связаны с ручными и простыми механизированными орудиями труда. Примеры – слесарь-сборщик, пианист, хирург… Специальности операторов механизмов связаны с ручным управлением машинами, в том числе транспортными. Примеры – шофёр, токарь, фрезеровщик…Специальности операторов автоматизированных устройств, аппаратов. Примеры – сталевар, оператор энергосистемы…Специальности, связанные с функциональными орудиями труда. Таковыми орудиями являются выразительные средства поведения, правила решения задач. Примеры – дирижёр, диктор, преподаватель, учёный-теоретик…

Четвёртым классификационным признаком специальностей являются условия труда. По этому признаку выделяют четыре группы профессий.  Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата. Труд на открытом воздухе с резкими перепадами температуры и влажности. Труд в необычных условиях: под землёй, под водой, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями, на высоте… Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое (умственное, нравственное) развитие людей, за большие общественные материальные ценности.

Объективный характер этого классификационного признака сомнений не вызывает.

Чтобы молодой человек действительно мог самореализоваться, необходимо помочь ему подобрать профессию, подходящую его склонностям по всем четырём признакам. В СССР была создана система профессиональной ориентации, которая позволяла выполнить эту задачу.

Самый первый этап этой работы начинался ещё в детском саду. Цель его – формирование положительного отношения к труду, уважения к званию рабочего, стремления своим посильным трудом доставлять окружающим радость и получать от этого моральное удовлетворение. В этом возрасте важную роль играет специально организованная игровая деятельность. Замечено, что чем более высокоорганизованы животные, тем больше их детёныши играют. Чем цивилизованнее общество, тем больше в нём предоставляется детям для игры. Притом ребёнок сам не может научиться играть. Если он не обучен игре, он не играет.

В процессе специально организованной игровой деятельности дети знакомятся с массовыми профессиями. Например, при изучении правил движения в ходе ролевой игры дети знакомятся с профессиями водителей транспортных средств, работников ГИБДД, детям прививается чувство уважения к этим людям, навыки правильного поведения на улице. Информация со временем может выветриться, а чувства, если они связаны с яркими впечатлениями, останутся. Мероприятия должны носить профессиографический характер, то есть во время бесед, игр с детьми нужно говорить о предмете труда, целях, инструментах… Например, дети в детском саду самостоятельно строят знание о новой для них профессии животновода. В рассуждениях используются картинки и игрушки. Кто-то из детей сказал: «Коровница». Девочка поправила: «Нет, эта профессия называется телятница. Инструменты я не знаю. Действия – кормит их, даёт воду…»

В то же время исследования показали, что стойкие склонности могут вырабатываться лишь у людей с широкими интересами. Это требует, наряду с проведением профориентационных мероприятий ускоренно расширять кругозор и словарный запас детей.

На втором этапе на основе более широкого ознакомления с профессиями, необходимыми для данного региона, начинается формирование интереса к профессии. Для младших школьников характерен «воображаемый выбор». Чем больше ребёнок узнаёт об интересующем предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает.

Здесь уже пути профинформации разнообразнее: а) в процессе преподавания основ наук; б) во внеучебной и внеклассной работе; в) в процессе различных видов трудовой деятельности и общественно полезного труда.

При изучении каждой учебной школьной дисциплины возникают ситуации, которые являются как бы модельными по отношению к тем или иным видам профессиональной деятельности взрослых людей. Поэтому учащиеся должны получать систематические знания о том, на каких трудовых постах, в каких профессиях применяется изучаемый раздел науки.

На этом этапе изучается разделение труда. При этом также помогает использование игр. Например, «Затерянный остров»: класс попал на необитаемый остров. Надо выжить. Цель игры – показать участникам необходимость согласовать свои профессиональные выборы с интересами других людей, общества в целом. Обычно проблемы и противоречия, выявленные в игре, совпадают с проблемами распределения трудовых ресурсов, присущих обществу.

На этом этапе уже необходима организация деятельности детей, соответствующей выявленным склонностям по типу и классу. Для этого до 1991 года были большие возможности. Дома пионеров, кружки в клубах по месту жительства, станции юных техников, юных натуралистов, детские железные дороги, детские флотилии, музыкальные школы, художественные студии…

На этом этапе дети знакомятся с систематикой профессий. В этот же период дети должны понять, что предрассудком является мнение, будто теоретическое знание, теоретический ум «выше», «сложнее» практического. Психолог Б.М. Теплов опроверг это. Практические задачи часто приходится решать в ответственной оперативной обстановке, при неполных данных, при лимите времени. При этом общее знание (знание в форме общих теоретических понятий) приходится устойчиво удерживать в сознании, несмотря на сбивающие актуальные сигналы. Практический ум в его разнообразных частных проявлениях представляет собой огромную общественную ценность.

Примерно на 12 лет приходится граница, за которой начинается третий этап. Здесь наряду с укреплением мотивационной основы профессионального самоопределения развивается операционная основа: система профессиональных знаний, умений, элементов профессионального мышления и памяти.

Исследования ульяновских педагогов, проведённые под руководством автора настоящей статьи ещё до 1991 года, показали, что без организации практической деятельности детей, соответствующей их типу и классу склонностей, происходит размывание уже сформировавшихся склонностей. Повторное формирование склонностей не происходит.

А вот что касается отделов профессий, здесь дело обстоит несколько иначе. Дело в том, что деятельность, тренирующая личные качества, к которым орудия труда предъявляют повышенные требования, обладают неспецифическим действием. Например, давно замечено, что для улучшения почерка можно не только упражняться в письме, но и заниматься вязанием спицами или другой деятельностью, развивающей координированность, точность, соразмерность движений. В целом ряде случаев организация специфической деятельности в принципе невозможна. Например, подросткам, имеющим склонности к профессиям типа «человек-человек», классу преобразующих специальностей и желающих стать хирургом, совершенно невозможно создать условия для тренировки мышечно-суставной чувствительности и других необходимых для этого качеств, позволив делать операции. В то же время совсем не производить тренировки, приостановить подготовку к овладению профессией нельзя, так как это приведёт к размыванию уже имеющихся склонностей. Необходимо подобрать компенсационную деятельность, которая также будет вырабатывать требуемые личные качества. В данном случае подойдут некоторые операции, связанные с монтажом радиоэлектронной или другой аппаратуры и ряд других занятий. Разумеется, учащиеся должны знать, почему возможна и необходима такая подмена.

Наряду с этим школьники должны продолжать участие в деятельности, специфичной для типа и класса избранной (рекомендуемой) профессии. В данном случае это помощь больным (товарищам или старшим). До 1991 года традиционными были встречи учащихся МУПК № 3 Ульяновска с пациентами госпиталя ветеранов Великой Отечественной войны, оказание им ряда услуг.

К моменту окончания учащимися неполной средней школы останется подобрать для них соответствующие склонностям учебные заведения. Тут могут быть варианты: получение высшего образования после окончания средней школы или продолжение образования в среднем специальном учебном заведении. В случае избрания пути с получением высшего образования необходимо предусмотреть продолжение деятельности, соответствующей типу, классу и отделу склонностей во избежание их размывания.

Таким образом, к 1991 году в СССР сложилась стройная система ориентации учащихся на профессию, соответствующую их склонностям. Этот факт подтверждает истину: свобода выбора профессии в соответствии со склонностями – результат победы социализма. После реставрации капитализма мы эту свободу утратили. Поэтому не приходится даже говорить об исполнении пожелания президента о возможности самореализации современной молодёжи России. В стране уже не осталось специалистов, подготовленных для работы в описанной выше системе. Большинство за годы, прошедшие после 1991 года, успели умереть, а те, кто ещё жив, уже давно на пенсии. Утрачена большая часть материальной базы: Межшкольные учебно-производственные комбинаты, детские флотилии, многие станции юных техников… То, что осталось, сильно деградировало. Восстановить всю систему при капитализме в принципе невозможно. Дело в том, что предприниматели вынуждены наряду с прибавочным продуктом присваивать часть необходимого продукта, то есть продукта, который должен использоваться для воспроизводства рабочей силы. Поэтому и происходят депопуляция, отставание страны в области производительности труда и прочие «прелести».

В полном объёме воспроизводство рабочей силы может быть восстановлено лишь после второго издания социалистической революции. Кадры для системы профессиональной ориентации придётся начинать готовить с нуля. Естественно, в настоящей статье эта система описана очень схематично, и статья не может служить в качестве учебного пособия.           

 Мнение выступавших о желательности трудоустройства подростков 14 лет остаётся благим пожеланием, ибо в настоящее время не может идти речи о трудоустройстве в соответствии со склонностями. Во-первых, нет описанной выше системы выработки склонностей в соответствии с прогнозом потребности в кадрах. При капитализме такое просто немыслимо. Можно, конечно, найти психологов, которые могут определить, есть ли у данного подростка какие-либо склонности. Склонности эти выработались под действием случайного совпадения факторов и вряд ли совпадут с потребностями в кадрах в данном городе в данное время. Так что и эти склонности размоются в результате несовпадения склонностей и места работы. Интересы личности не будут соблюдены.         

Предложено создавать молодёжные центры на базе торговых центров. Вроде бы дельное предложение. Но у входов в торговые центры собирается молодёжь, у которой уже невозможно выработать склонности к какому-либо труду. Что с такими подростками делать? Просто развлекать? А куда их девать, когда совсем вырастут?

Вроде бы правильно сказано, что возможность путешествовать относится к базовым составляющим качества жизни, что необходим патриотический туризм. Но и здесь не просматриваются возможности реализации. Наиболее предпочтительными были бы круизы. Врачи приравнивают один день в круизе к трём дням в санатории. Тут бы и совместить приятное с полезным. Но круизных теплоходов с каждым годом всё меньше. В некоторые годы на прикол встают около половины теплоходов. Пароходы в принципе более комфортабельны, но на всю страну остался один «Н.В. Гоголь». Остальные догнивают в затонах или на берегу.

С железными дорогами тоже не всё ладно. На многих направлениях движения нет уже десятки лет, пути заросли деревьями. А значительная часть оборудования уже разграблена. Например, не один десяток лет отсутствует пассажирское движение на широтной линии Смоленск-Козельск-Раненбург-Мичуринск.

Насколько интересным для молодёжи было бы посещение на туристском поезде старейшего города Руси Смоленска, героического Козельска, Мичуринска доказывать не надо. Но тут и станция Раненбург. Это город Чаплыгин, бывшая вотчина А.Д. Меншикова. На этой же линии расположен Белёв. Здесь во время Великой Отечественной войны располагались дивизия бронепоездов и эвакогоспиталь.  На этой станции останавливался во время последней поездки Л.Н. Толстой.

Повисает в воздухе и стремление создать российское движение детей и молодёжи. Наиболее эффективным, тем более для возраста 10-14 лет, было бы создание профильных отрядов: юных железнодорожников, юных моряков, юных друзей пограничников... Но, как уже сказано, кадры педагогов и психологов уже утрачены. Кроме того, в буржуазном обществе действует система профотбора, то есть для выполнения работы подбираются люди. В интересах работодателя. Остальные – идите к… В социалистическом обществе действует система профподбора: человеку подбирают подходящую профессию. То есть система работает в интересах трудящихся.

Предложено в каждом субъекте федерации создать свой «Артек». Это в СССР было и тоже утрачено. Создавать заново? Где средства взять?

Президент сказал, что молодым свойственно не улучшать что-то, а искать новое. Это правильно. Можно даже «подсказать» один из таких путей: конструирование новых экологических систем и даже биогеносферы в целом.

В результате многовековой хозяйственной деятельности человека на значительной части суши произошло опустынивание. Например, в Херсонской области на месте дремучих лесов в результате работы металлургического и стеклоделательного производств образовались так называемые Алёшковские пески. Это настоящая пустыня с барханами. Процесс опустынивания ускоряется.

В то же время экономическая необходимость требует строительства многих ГЭС. Экологи всё чаще возражают против экономически целесообразных проектов под предлогом сохранения редких видов животных и растений. Это требует принципиально нового подхода к проектированию и осуществлению хозяйственной деятельности. От сохранения экологических систем нужно переходить к проектированию более продуктивных систем с всё большим регулированием проходящих в них процессов.

 Скажем, надеяться на естественный круговорот воды в природе уже нельзя. Необходимо создание новой системы водных путей, обеспечивающих как транспортные нужды, так и орошение. При этом значительная часть водных путей должна действовать с помощью насосов, как на канале имени Москвы. Большинство наших рек текут в меридиональном направлении. Необходимо создать ряд широтных водных путей, чтобы объединить регионы страны единой водной системой. Современные речные суда большой грузоподъёмности потребляют в 6 раз меньше энергии на единицу массы перевозимого груза по сравнению с железной дорогой. Транспортное средство с мощностью двигателя, соответствующего грузовому автомобилю, способно перевезти груз в две тысячи тонн на расстояние в одну тысячу километров рекой за 4-5 дней. Для перевозки этого же груза по шоссе за те же 5 дней нужно 100 грузовиков и не менее 100 шофёров.

Водные пути работают в тёплое время года. Именно в этот период они высвободят множество автотранспорта и водителей, нужных для работы в сельском хозяйстве. А по окончании навигации сельское хозяйство уже не будет нуждаться в этом транспорте и водителях. И они будут задействованы для грузовых перевозок. Подобный перелив рабочей силы из одних отраслей в другие, притом в массовом масштабе, возможен только в социалистической экономике.

Благих пожеланий на заседании высказано немало. Но не определены пути реализации, не указаны сроки и ответственные за выполнение. Поэтому всё мероприятие никого ни к чему не обязывает и производит впечатление не подготовленного, проведённого для «галочки».

В.Н. Миронюк,

г. Ульяновск

 

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных