ВКПБ ВКПБ

13.06.2024, 17:17

О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью…

Но будет время — и капли крови твоей горячей,

Как искры, вспыхнут во мраке жизни и много

смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

М. Горький

Че! Так в Аргентине, где родился Эрнесто Гевара, люди обращаются друг к другу, чтобы привлечь внимание. Че! — так обращался Гевара к товарищам по оружию в кубинских горах Сьерра-Маэстра. И очень скоро междометие «Че» стало кличкой молодого аргентинца, которого главнокомандующий Фидель Кастро назначил командующим (команданте) одной из трех партизанских колонн, продвигавшихся с боями с востока на запад Кубы, чтобы сбросить режим диктатора Батисты, освободить страну от ига американского империализма.

Сразу после победы кубинской революции Эрнесто Гевара был назначен директором Центробанка Кубы и, бросая вызов финансовым элитам всего мира, подписывал денежные банкноты достоинством в один песо своей партизанской кличкой: Че!

Вся жизнь и борьба Че Гевары стали символами революционного обновления мира, символами всепобеждающей борьбы народов планеты Земля за свободу и справедливость. Да, молодежь мира любит майки с изображением Че. И даже в фешенебельных ресторанах Европы можно услышать знаменитую песню «Команданте Че Гевара». И пусть пресыщенная молодежь из богатых рассуждает о том, что Че Гевара стал всего лишь «секс-символом» XX века. За этими рассуждениями богатеньких прячется их собственное убожество. Богатые завидуют Че. Эксплуататоры его ненавидят. Бедные, угнетенные боготворят Че, гордятся им, хотят быть похожими на него.

Эрнесто Гевара родился 14 июня 1928 года в семье мелкого предпринимателя из города Росарио. На втором году жизни маленький Эрнесто простудился и заболел астмой. Это обстоятельство толкнуло его в компанию мальчишек из обездоленных кварталов, где нужно было или бороться за жизнь на равных, или умирать в непротивлении. С ранних лет Эрнесто самозабвенно занимается спортом. Регби, футбол, велосипед, мотоцикл. Чуть позднее — альпинизм, планеризм, шахматы... В 14 лет Эрнесто замышляет и осуществляет путешествие на велосипеде по странам Южной Америки. Студентом путешествует с другом на плоту по великой реке Амазонке. Страсть к путешествиям расширяет его кругозор, одновременно заставляет задуматься о судьбе народов Латинской Америки, беспощадно эксплуатируемых империей США. Юноша видит два способа оказания помощи обездоленным. Первый — стать врачом и бескорыстно лечить бедных. Второй способ — революционный, изменение общественного строя, порождающего чудовищную бедность и несправедливость. Эрнесто поступает на медицинский факультет и, будучи студентом, добровольно практикует в лепрозориях (изолированных больницах для больных проказой) в Чили и Перу. В горных районах Перу Эрнесто вошел в состав небольшого музыкального ансамбля в лепрозории и подружился с аккордеонистом. У последнего из-за болезни не было пальцев обеих рук, и он играл на инструменте с помощью бамбуковых палочек, которые Че ловко приделал к кистям его рук.

Окончательный выбор в пользу вооруженной борьбы Эрнесто Гевара сделал во время высадки на Кубу, когда отряд повстанцев Фиделя Кастро попал под массированную бомбардировку авиации диктатора Батисты. В суматохе Гевара потерял свою санитарную сумку и винтовку. Он слышал стоны раненых товарищей, но был не в силах им помочь. В какой-то момент, по воспоминаниям самого Гевары, он понял, что в тот решающий миг надо сперва найти и спасти «свою винтовку, а уж затем помочь товарищам по оружию». Че бросился к оружию.

В горах Сьерра-Маэстро Че в совершенстве овладел искусством партизанской борьбы, подготовки и оснащения новых бойцов за счет оружия, отбитого у противника по тактике morder у correr — «кусай и беги». Несмотря на тяжелейшие условия партизанской жизни, Че заботился о товарищах не на словах, а на деле. Видя, как кубинцы страдают из-за нехватки курева, Че организует в горах сигарную мини-фабрику. Как врач он сам лечит стертые до крови ноги товарищей и организует в отряде мастерскую по ремонту обуви. Во время партизанской борьбы Че основал одну из самых лучших в мире по оперативности, профессиональному составу дикторов и корреспондентов повстанческую радиостанцию Radio Rebelde. Неутомимый аргентинец сумел даже велосипедное колесо приспособить для устройства бормашины и пломбирования больных зубов своих товарищей.

Вспоминает товарищ Че по оружию, майор Революции, а впоследствии член Политбюро ЦК Компартии Кубы Хуан Альмейда Боске: «В наиболее трудные, критические периоды вооруженной борьбы для нас многое значило видеть перед собой этого человека, стойко, без жалоб переносящего приступы астмы, которые ни в коей мере не мешали ему в выполнении его трудных обязанностей, а зачастую возвышали над нами. Его заботливое и внимательное отношение к товарищам, его чувство равенства, справедливости, его простота и скромность, его постоянная готовность пожертвовать собой ради других во имя идей, принципов, его внутренняя дисциплина, его требовательное отношение к подчиненным во имя выполнения поставленной цели — начинались прежде всего с требовательного отношения к самому себе».

После победы кубинской революции, будь то на посту директора Центробанка или министра промышленности Кубы, Че Гевара остался верен себе. Активный пропагандист коммунистических субботников среди молодежи, он не отсиживается в кабинетах с кондиционированным воздухом. Че спускается в трюмы кораблей и рядом с профессиональными грузчиками выполняет норму по загрузке стокилограммовых мешков с сахаром.

Под палящим тропическим солнцем рубит сахарный тростник наравне с профессиональными мачетерос, орудует строительным мастерком как заправский каменщик. Однажды я побывал на фабрике по производству промышленной сажи под Гаваной. Двух часов пребывания там хватило, чтобы затем неделю отмываться под душем. Че Гевара, с его астмой, дважды отработал здесь на субботниках полный рабочий день.

Народ Кубы любит Че. Он мог бы и дальше работать на укрепление социалистической революции на Кубе. Однако реакция мирового империализма вкупе с интригами хрущевских номенклатурщиков, последовавшими после Карибского кризиса, заставили Че вновь «оседлать Росинанта Революции». Формально он отказывается от кубинского гражданства и подпольно выезжает в Конго, затем в Боливию для организации партизанской борьбы народов.

Самую точную оценку боливийской эпопее Че по праву боевого командира дал товарищ Фидель Кастро: «В Боливии Че сражался со свойственным ему упорством, умением, стоицизмом и мужеством, являя собой пример для всех остальных. Он много общался с боливийскими крестьянами. Их чрезмерные недоверчивость и осторожность не смущали его — он прекрасно разбирался в их психологии и знал, что для того, чтобы привлечь их на свою сторону, потребуется тонкая и кропотливая работа, но он никогда не сомневался в конечном успехе».

(Стремясь распространить уникальный опыт Кубинской революции на развивающиеся страны, Че Гевара в определённой степени придерживался ошибочной теории «экспорта революции». После конголезской операции он сам дал достаточно самокритическую оценку ей, написав в дневнике: «Это история провала». Но Че Гевара не извлёк главные уроки из этой истории. Несмотря на тщательную подготовку боливийской операции, мужество и самопожертвование партизан во главе с Че, она также не привела к успеху и стоила ему жизни. – Ред.)

Обширно и еще далеко не известно российскому читателю теоретическое наследие Эрнесто Че Гевары. Его вклад в развитие теории стоимости, соотношения Госплана и хозяйственной самостоятельности предприятий при социализме, соотношения моральных и материальных стимулов сегодня актуален как никогда.

Величайшей заслугой Че Гевары стал его вклад в теорию социальных революций. После ленинской «Что делать?» настольной книгой революционеров стала также книга Че Гевары «Партизанская война» (La guerra de guerrillas). В первой же главе этой книги, осмысливая опыт кубинской революции, Че утверждал:

1. В борьбе за свое освобождение народные массы способны выиграть войну против профессиональной армии.

2. Не всегда следует ждать, когда вызреют все объективные и субъективные предпосылки революции, очаг повстанческой борьбы может создать такие предпосылки.

3. В развивающихся странах Америки ареной вооруженной борьбы народа будут сельские районы.

(Следует отметить, что Че Гевара разрабатывал тактику партизанской борьбы применительно к тогдашним условиям Латинской Америки. – Ред.)   

Не отрицая важности борьбы рабочего класса в городах, не отрицая важности теоретической борьбы рабочего класса, Че тем не менее счел нужным подчеркнуть:

«Опыт кубинской революции... опрокидывает выжидательную позицию тех революционеров, или псевдореволюционеров, которые прячутся от борьбы и скрывают свою пассивность под предлогом того, что против репрессий профессиональной армии ничего нельзя сделать. А также тех, кто сидит, теоретизирует и ждет, когда же механически вызреют все необходимые субъективные и объективные факторы, вместо того чтобы попытаться ускорить их вызревание».

«Че, — писал в предисловии к первому изданию книги «Партизанская война» “посол национального достоинства Кубы” товарищ Рауль Роа, — был настоящим маэстро партизанской войны, ее непревзойденным стратегом и тактиком. Для интеллектуалов третьего мира Че всегда будет архитектором революционного мышления. А для коммунистов всего мира он навсегда останется примером настоящего коммуниста, воплощением пролетарского интернационализма».

Действительно, Че был и практиком, и теоретиком вооруженной партизанской борьбы. «Как правило, — пишет Гевара, — буржуазные диктаторские правительства сами создают условия для возникновения очага партизанской борьбы, когда первыми начинают репрессии против населения, первыми разрывают общественный договор, закрепленный в законе. Там, где правительства пришли к власти через ту или иную форму выборов (с фальсификацией или без таковой), до тех пор, пока сохраняется видимость закона, до тех пор, пока не начинают попираться в массовом порядке конституционные права (право на своевременную оплату труда — одно из них. — В.А.), возникновение первого очага вооруженной повстанческой борьбы невозможно, так как еще не исчерпаны до конца возможности мирной борьбы».

Будем надеяться, что вдумчивое, спокойное прочтение книги «Партизанская война» поможет молодежи освоить метод конкретно-исторического анализа действительности, которым блестяще владел Че Гевара.

…Одной жизни Че для победы не хватило. Он погиб в бою, как горьковский Сокол. Но дело Че побеждает. Победа — в каждом новом враче из Африки, Азии, Латинской Америки, получившем бесплатное образование на Кубе. Победа — в каждой национализированной газовой скважине на земле Венесуэлы, Боливии, Эквадора, за свободу и независимость которых сражался наш Че.

Виктор Анпилов,

14 июня 2006

(Печатается по: В.И. Анпилов. Постижение свободы. 2008, стр. 363-369.)

 

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных