Печать

К 140-летию памяти Карла Маркса

“Вчера днём, в 2 часа 45 минут, едва оставив его на две минуты, мы нашли его тихо уснувшим в кресле. Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться” (Энгельс – И. Ф. Беккеру в Женеву, Лондон, 15 марта 1883 г.).

14 марта 1883 года скончался Карл Маркс – основоположник научного коммунизма, великий учёный, учитель и вождь международного пролетариата. Маркс – основоположник последовательно-научного мировоззрения – диалектического и исторического материализма, пролетарской политэкономии и научного социализма. Он разработал теорию и тактику интернациональной классовой борьбы пролетариата, доказал историческую неизбежность социалистической революции, смены капитализма коммунизмом. Учение Маркса раскрыло законы общественного развития и указало человечеству путь к коммунистическому обновлению мира. 

Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в Трире, в семье адвоката – Генриха Маркса, который не был чужд влиянию великих французских просветителей, знал наизусть Вольтера и Руссо. С 1830 по 1835 г. Маркс учился в Трирской гимназии. Наиболее важным документов того периода, отражающим духовный облик юного Маркса, является его выпускное сочинение на тему “Размышления юноши при выборе Профессии”.

С осени 1835 года Маркс студент Боннского, а с октября 1836-го – Берлинского университетов, где изучал право, историю, философию, теорию искусства. В молодости Маркс был революционным демократом; с 1837-го он стал приверженцем философии Гегеля, прежде всего гегелевской диалектики, и сблизился с младогегельянцами, которые делали из гегелевского учения радикальные атеистические и политические выводы.

Идеалистическая система Гегеля влияла и на его диалектический метод. Диалектика Гегеля, как позже писал Маркс, “Стояла на голове”. Чтобы превратить её в действительный научный метод познания мира, надо было поставить её с головы на ноги. В угоду своим консервативным социально-политическим воззрениям Гегель изменял диалектике, обращая её только к прошлому, но не к настоящему и будущему.

Идейным центром младогегельянцев был Берлинский Докторский клуб, куда после знакомства с братьями Бруно и Эдгаром Бауэрами вошёл и Карл Маркс.

В апреле 1841-го года Марксу была присвоена степень доктора философии за сочинение “Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософии Эпикура”. Наряду с напряжёнными научными занятиями Маркс много времени отдаёт литературному творчеству. Свои чувства Маркс излил в трёх тетрадях стихов, написанных большей частью в виде сонетов. Первая и вторая названы “Книга любви”, третья – “Книга песен”. Они посвящены Женни фон Вестфален. Четвёртую тетрадь Маркс посвятил своему отцу. В неё кроме стихотворений включены сцены из написанной Марксом в стихах трагедии “Оуланем”, а также главы из сатирического романа “Скорпион и Феликс”.

В поэзии Маркса ярко выступает его образ в берлинский период “Бури и натиска” – мятежный дух, ненасытная жажда знаний, дерзновенный порыв к действию, к творчеству.

Однако более радикальный характер приобрели выступления Маркса на страницах “Рейнской газеты”, издававшейся в Кёльне оппозиционными кругами прусской буржуазии. В мае 1842-го Маркс опубликовал здесь свою первую статью, а с 15-го октября стал одним из редакторов газеты; благодаря ему газета превратилась в рупор революционно-демократических идей, в провозвестника борьбы против сословно-абсолютистского строя, против политической и идеологической реакции. Революционная линия “Рейнской газеты” вызвала усиление цензурного надзора, а затем и указ о её закрытии с 1-го апреля 1843-го.

Май-октябрь 1843 года Маркс провёл в Крейцнахе. 19 июня он женился на Женни фон Вестфален, ставшей ему верным помощником в трудах и борьбе. В рукописи “К критике гегелевской философии права” Маркс не только противопоставил гегелевской апологии прусской монархии и бюрократии принцип демократии, но и подверг пересмотру идеалистические основы философии Гегеля.

После закрытия газеты в октябре 1843-го переехал в Париж, где познакомился с представителями социалистического и демократического движения. Переход Маркса к материализму и коммунизму нашёл выражение в статье “К критике гегелевской философии права. Введение”, опубликованной в “Немецко-французском ежегоднике” (1844).

В Париже летом 1844-го началась дружба Маркса с Фридрихом Энгельсом.  Встреча Маркса и Энгельса в Париже положила начало их творческому содружеству. Здесь они приступили к написанию совместного труда, вышедшего в свет под ироническим названием “Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании”. Большая часть этого произведения была написана Марксом, использовавшим результаты своих предшествующих исследований.

В “Святом семействе” сформулирован уже почти сложившийся взгляд Маркса и Энгельса на всемирно-историческую миссию пролетариата и на социально-экономические предпосылки этой его роли. В противоположность социалистам-утопистам, видевшим в пролетариате лишь беспомощную, страдающую массу, Маркс и Энгельс доказывают, что рабочий класс в силу своего положения в капиталистическом обществе может и должен осуществить революционное преобразование Мира.

Затем Маркс всё больше внимания отдавал газете “Vorwarts!” (“Вперёд!”), которая под его влиянием принимала коммунистическое и резко антипрусское направление. Правительство Пруссии стало добиваться запрещения газеты. В результате французское правительство издало распоряжение о высылке ряда сотрудников газеты, в первую очередь Маркса, из Франции. 3 февраля 1845 года Маркс выехал из Парижа в Брюссель, куда вскоре прибыл и Энгельс. Вспоминая о своей встрече с Марксом в Брюсселе, Энгельс писал: “Когда мы весной 1845 года снова встретились в Брюсселе, Маркс… уже завершил в главных чертах развитие своей материалистической теории истории, и мы принялись за детальную разработку этих новых воззрений в самых разнообразных направлениях”.

В 1845-46 годах в совместном труде “Немецкая идеология” Маркс и Энгельс дали развёрнутую критику идеализма Гегеля и младогегельянства, непоследовательного материализма Фейербаха и сформулировали основные положения диалектического и исторического материализма. В труде “Нищета философии” (1847), направленной против мелкобуржуазной философии Прудона, Маркс изложил основы исторического материализма и пролетарской политической экономии.

Организующим центром для передовых элементов пролетарского движения стал основанный Марксом и Энгельсом в 1846 году в Брюсселе Коммунистический корреспондентский комитет. Задачей комитета было установление связей и регулярной переписки с социалистами и коммунистами разных стран, чтобы путём обмена мнениями и критики ошибочных взглядов сплотить их вокруг единой научной программы и подготовить условия для создания коммунистической партии.

Уже к середине 1846 года Брюссельскому комитету удалось установить связи с английскими чартистами, с Лондонским руководством Союза справедливых, с парижскими общинами этого союза, а также с отдельными коммунистическими группами в Германии – в Кёльне, Эльберфельде, в Вестфалии, Силезии и других местах. В июне 1847 года в Лондоне состоялся конгресс Союза; Энгельс и Вольф оказали огромное влияние на ход конгресса, фактически положившего начало совершенно новой организации – Союзу коммунистов.

По поручению 2-го конгресса Союза коммунистов Маркс и Энгельс написали “манифест коммунистической партии” (1848) – первый программный документ марксизма и пролетарской партии. После начала революции 1848-го года во Франции бельгийское правительство арестовало Маркса и выслало его. Маркс прибыл в Париж, где сформировал новый ЦК Союза Коммунистов. В апреле Маркс и Энгельс отправились в Кёльн, где Маркс стал главным редактором “Новой Рейнской газеты”. В мае 1849-го прусское правительство выслало Маркса и закрыло газету. Маркс выехал в Париж, откуда в августе 1849-го он вынужден был переехать в Лондон, где прожил до конца жизни.

Маркс обобщил уроки революции 1848-49 во Франции в работе “Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 год”. После поражения революции в Европе наступил период реакции. Все тяжести изгнания, клевета врагов, материальные лишения обрушились на Маркса. Всестороннюю помощь ему оказывал Энгельс. В июне 1859-го вышла работа Маркса “К критике политической экономии”, в которой были сформулированы важнейшие теоретические положения его экономического учения.

Маркс был организатором и вождём 1-го Интернационала. Маркс стремился объединить рабочее движение разных стран, вёл решительную борьбу против прудонистов, лассальянцев, бакунистов. В 1867 был опубликован первый том “Капитала” – основной труд Маркса, в котором дан анализ развития капитализма и показана неизбежность его революционной смены коммунистической формацией. Работу над 2-м и 3-м томами “Капитала” Маркс не закончил. Их подготовил к изданию Энгельс. В работе “Гражданская война во Франции” (1871) Маркс сделал вывод, что не парламентарная республика, а политическая организация типа Парижской Коммуны является наиболее целесообразной формой диктатуры пролетариата. В написанной в 1875 году “Критике Готской программы” Маркс подверг критике оппортунистические ошибки германской социал-демократии, разработал вопрос о переходном периоде от капитализма к коммунизму, о двух фазах коммунизма. После роспуска 1-го Интернационала (1876) Маркс выдвинул в качестве основной политической задачи создание пролетарских партий в отдельных странах.

Великим продолжателем дела Маркса-Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.

Выступая на похоронах К. Маркса его друг Фридрих Энгельс произнёс речь, в которой среди прочего говорилось: “Маркс был прежде всего революционер. Принимать тем или иным образом участие в ниспровержении капиталистического общества и созданных им государственных учреждений, участвовать в деле освобождения современного пролетариата, которому он впервые дал сознание его собственного положения и его потребностей, сознание условий его освобождения, — вот что было в действительности его жизненным призванием. Его стихией была борьба. И он боролся с такой страстью, с таким упорством, с таким успехом, как борются немногие”. (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 19, стр. 351).

А. Косачев, член ЦК ВКПБ (Нины Андреевой),

г. Витебск

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных