ВКПБ ВКПБ

31.01.2022, 20:10

Говоря о  Советской Эпохе мы обычно вспоминаем Днепрогэс, Магнитку,  Беломорканал, Сталинградский тракторный завод.  Это всё правильно, это всё было. Но при этом мы «забываем» важнейшее направление строительства коммунизма – строительство не только материальной, но и духовной стороны нового социалистического общества в СССР, строительство новой невиданной ранее социальной общности людей – советского народа, строительство нового советского человека, человека коммунистического будущего.

Нельзя говорить, что это строительство происходило как бы само собой, как «побочный эффект» от строительства Днепрогэса, коллективизации и так далее. Или, что всё это уже предвидели и «расписали» Маркс, Энгельс, Ленин. Нет. Этого не было. Ни Маркс, ни Ленин не давали четких планов, установок, рекомендаций в этом отношении. И они были правы. Они прекрасно понимали, что только сама жизнь людей в социалистическом обществе подскажет, как надо решать тот, или иной, важнейший вопрос строительства коммунистического общества, коммунистического человека.

Как поётся в Интернационале: «Мы наш, мы Новый Мир построим, кто был ничем, тот станет всем». Вот строительство Нового Мира, нового человека и было главным содержанием Советской Эпохи. Весь мир с огромным интересом, кто с сочувствием, а кто – и с ненавистью следил за невиданной работой большевиков. В Москву приезжали Уэллс и Барбюс, Бернард Шоу и Фейхтвангер – изучали, осмысливали советскую «стройку».

Начальные позиции советской власти в борьбе за социалистического человека были катастрофически слабы. Немногочисленный рабочий класс, подавляющее большинство населения – крестьяне, как правило верующие, неграмотные. Очень влиятельное духовенство – будь то попы или муллы. Межнациональные противоречия разорвали Российскую империю на десятки лоскутных независимых областей. Жиденькая прослойка интеллигенции царских времён частью драпанула вместе с белой армией, частью залегла на дно, показывая большевикам кукиш в кармане. В культуре процветали мистицизм, религия, буржуазность. Никакой связи с народом, с народной культурой.

Советское правительство, Сталин, прекрасно понимали, что строительство нового социалистического общества невозможно без сплошной грамотности всего народа, всех наций, без высокой образованности, без общего и специального образования всех уровней. А неграмотность была вопиющая. Например, в России, согласно переписи 1897 г., грамотные люди в возрасте от 9 до 49 лет составляли только 28,4%, среди киргизов грамотные люди составляли 0,6%, среди туркмен — 0,7%, среди узбеков — 1,6%, среди казахов — 2% .

Вот почему сразу же после революции одной из самых важных и неотложных задач стала задача ликвидации безграмотности населения. 26 декабря 1919 г. был издан декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, создано общество «Долой безграмотность». Были открыты школы для взрослых, пункты по ликвидации неграмотности, проводились различные мероприятия по проблемам внешкольного образования взрослых. И эта работа дала свои плоды. За 1920-1940 гг., т. е. за 20 лет советской власти грамоте было обучено около 60 млн. взрослого населения. И уже в 1939 г. грамотные люди среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составляли 87,4%. По существу, неграмотность была ликвидирована полностью. Это была настоящая революция в области образования народа.

В СССР складывалась самая передовая система дошкольного, школьного и вузовского образования: образование стало общенародным, бесплатным, светским, обучение велось на родном языке каждой нации, в связи с чем для многих народов и народностей, у которых не было своей письменности, создавалась новая письменность (киргизы, башкиры, буряты, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.).

Огромную роль играло профессионально-техническое образование. В тридцатые – сороковые годы образовалась своя народная научно-техническая и художественная интеллигенция, создавшая гениальные творения во всех сферах материальной и духовной культуры, обеспечившая передовые позиции советской науки по многим важнейшим направлениям. Достаточно привести имена математиков А.Н. Колмогорова, П.С. Александрова, физиков А.Ф. Иоффе, С.И. Вавилова, И.В. Курчатова, авиаконструкторов С.В. Ильюшина, С.А. Лавочкина, И.О. Сухого, А.А. Туполева.

Система режиссуры и игры актера, разработанная К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко, была положена в основу нового советского и мирового театра. Посмотреть на чудо МХАТ приезжали режиссеры, актеры, любители театра со всего мира. Кинорежиссеры С.М. Эйзенштейн, В.И. Пудовкин и многие другие, прокладывали новые пути для мирового кинематографа. Неоспоримы достижения советской культуры в области поэзии, прозы, балета.

Словом, была осуществлена настоящая культурная революция, создана культура мирового уровня и мирового значения, которая оказала огромное воздействие на всю мировую культуру XX в. Это была по-настоящему человечная, высоко гуманистическая культура, несшая по всему миру весть о творческих достижениях социализма.

Советская власть считала: вся интеллигенция должна стать интеллигенцией народной. Сталин призывал «добиться того, чтобы пролетарское студенчество стало сознательным строителем социалистического хозяйства и социалистической культуры… рассматривало себя как неразрывную часть трудящихся масс». Этим закладывались основы того, чтобы интеллигенция не только не отрывалась от жизни народа, а наоборот, сама жила бы его жизнью, его интересами, боролась бы за улучшение жизни своего народа. Советская власть не жалела денег на образование, науку и культуру. И повсеместно получала положительные, яркие результаты. Уже к началу Второй мировой войны была создана, воспитана и обучена своя народная интеллигенция. Если в 1913 г. численность специалистов, занятых в народном хозяйстве, составляла 190 тыс., то в 1941 г. она уже составляла 2 млн. 401 тыс. человек, то есть в 10 раз больше.

Важен вывод Сталина о том, что социализм идет к общечеловеческой культуре через культуру классовую и национальную: «Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме, — такова та общечеловеческая культура, к которой идет социализм. Пролетарская культура не отменяет национальной культуры, а дает ей содержание. И наоборот, национальная культура не отменяет пролетарской культуры, а дает ей форму».  Большевики успешно решили важнейший вопрос – осуществили на деле консолидацию всех советских наций и народностей в братский союз, в единый советский народ, с единой Родиной – Советским Союзом. Здесь достаточно послушать слова песни «Если завтра война» (поэт В.Лебедев-Кумач):

Если завтра война, если враг нападёт,

Если темная сила нагрянет,

Как один человек, весь советский народ

За свободную Родину встанет.

Важнейшей задачей советского искусства было формирование социалистического отношения к труду, без которого никакое построение социализма невозможно. Огромную роль в этом направлении сыграло стахановское движение, без преувеличения культ передовиков, которых прославляли в газетах, художники рисовали в картинах, кинематографисты делали о них фильмы. В 1935 году, выступая на вечере выпускников военных академий, Сталин произнес: «Кадры решают все». В этом теперь главное. Говоря о том, поняли ли люди великое значение этого нового лозунга, он с горечью заметил: «Я бы этого не сказал. В противном случае мы бы не имели того безобразного отношения к людям, к кадрам, к работникам, которое наблюдаем нередко в нашей практике… Надо, наконец, понять, что из всех ценных капиталов, имеющихся в мире, самым ценным и самым решающим капиталом являются люди, кадры».

Партия большевиков твердо стояла на принципах: советское искусство должно быть глубоко реалистическим, народным, добивалась понимания, что культура, являясь важнейшей составной частью господствующей в обществе идеологии, всегда классовая и используется для защиты интересов господствующего класса, у нас для защиты интересов трудящихся – государства диктатуры пролетариата…».

Подводя итоги, следует сказать, что советская власть осуществила то, что не могла сделать ни одна власть в мире: в кратчайшие исторические сроки начать и завершить культурную революцию, отсталый в культурном отношении и малограмотный народ превратить в один из самых образованных и высококультурных народов мира, создать такой научно-технический и духовно-интеллектуальный потенциал, который вывел СССР на самые передовые рубежи современной науки, техники, культуры. За годы советской власти была создана удивительная по масштабности, глубине выражения и отражения действительности, высоко гуманистическая и высоко нравственная культура, культура высочайших ценностей и идеалов.

С.В. Христенко

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных