Печать

Кадры из фильма «Мать», 1926 г.

После Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни. Быстрыми темпами развивалась промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, здравоохранение. Большое внимание Советская власть уделяла и формированию новой, пролетарской культуры. В 1918 году В.И. Ленин в беседе с К. Цеткин определил задачи искусства в советском обществе: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». Писатели и поэты, художники и музыканты были призваны воспитывать народ в духе преданности революции, социалистической Родине. Искусство должно было формировать нового человека – строителя социалистического общества, способствовать культурному развитию народа.

Революция сделала все достижения культуры и искусства доступными простым людям. Открылись для народа двери музеев, театров, концертных залов. 12 июля 1918 года был издан Декрет «О национализации консерваторий», 19 декабря 1918 года – Декрет «О национализации всех частных музыкальных предприятий, в т.ч. театров и нотных издательств». Также в первые годы Советской власти были национализированы художественные музеи, частные коллекции (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей и многие другие). Началась широкая пропаганда классического наследия и народного творчества. Народу стало доступно музыкальное образование. Немало талантов, вышедших из трудовой среды, получили свободный доступ в музыкальные школы, училища, консерватории. Активно развивалась музыкальная самодеятельность. В фабричных и заводских клубах, в частях Красной Армии и Флота создаются хоровые и драматические кружки, оркестры. Советские люди в большинстве своём хорошо знали и любили классическую музыку. Она часто звучала по радио, любая советская семья могла позволить себе купить билет на симфонический концерт или оперный спектакль. Во второй половине 20-х – начале 30-х годов появляется советская массовая песня. Советские песни имели выразительные, запоминающиеся мелодии. Тексты песен были содержательными и художественно красивыми. Советские песни были очень разнообразны по тематике: песни о Родине, о труде и трудящихся самых разных профессий, песни о городах, о спорте, лирические, праздничные, морские, молодёжные, детские. Конечно, была в СССР и эстрадная, лёгкая музыка. Но в любом случае это была музыка качественная.

Значительных успехов достигла советская литература. Писатели, по известному выражению И.В. Сталина, являются «инженерами человеческих душ». Своим талантом они влияют на читателя как пропагандисты. Советские писатели создавали произведения, которые воспитывали нового человека – бескорыстного, доброго, трудолюбивого, ответственного, скромного, честного. Герои таких произведений, как «Мать» М. Горького, «Как закалялась сталь» и «Рождённые бурей» Н. Островского, «Чапаев» Д.Фурманова, «Разгром» А. Фадеева, «Железный поток» А. Серафимовича стали примером, образцом для подражания. На них равнялись советские люди, в первую очередь молодёжь. В этот период наступает расцвет детской литературы. Её большими достижениями стали стихи для детей В.Маяковского, К. Чуковского, С. Михалкова, А. Барто; повести А. Гайдара, В. Каверина. Советскую литературу, как и советскую культуру в целом, часто обвиняют в приукрашивании жизни. Но эти обвинения совершенно безосновательны. Многие произведения искусства того периода как раз и создавались именно как образец, идеал, к которому надо стремиться. Произведения искусства не только правдиво отображали действительность, но в большинстве своём имели воспитательную направленность, показывали, чего ещё надо достигнуть в будущем, какими должны быть советские люди.

Успешно развивался в советское время и кинематограф. В истории кино, как и в истории всей советской художественной культуры, очень плодотворной была вторая половина 30-х годов. Именно в этот период создаются такие крупнейшие произведения как «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», трилогия о Максиме, «Депутат Балтики», «Мы из Кронштадта» и многие другие, которыми может гордиться советская кинематография. На экране второй половины 30-х годов преобладающее место заняли фильмы о современности: «Член правительства», «Великий гражданин», «Учитель», «Большая жизнь», «Валерий Чкалов». 30-е годы были временем создания большого количества фильмов о русской истории: «Пётр Первый», «Суворов», «Александр Невский», «Богдан Хмельницкий» и многих других. Важное место в советском кино более позднего периода занимала экранизация русской классики XIX – начала XX века. Появились фильмы «Война и мир», «Отцы и дети», «Мёртвые души», «Идиот», «Преступление и наказание». В 1933 году была создана Центральная студия научно-популярных и учебных фильмов в Москве. Снималось большое количество фильмов о русской истории, природе, космосе, путешествиях, архитектуре. Эти фильмы демонстрировались по телевидению, поставлялись в качестве учебных пособий в школы и ВУЗы, демонстрировались в качестве киножурналов перед сеансами художественных фильмов. Они способствовали повышению уровня образованности людей. В советское время было снято много прекрасных мультфильмов. Они были реалистичными, красочными, с отлично подобранной музыкой. Советские мультфильмы показывали победу добра над злом, честности над ложью, высших моральных качеств человека над низменными.

Больших успехов достигло советское изобразительное искусство. В первые послереволюционные годы идёт борьба против крайних формалистических направлений – футуризма, кубизма, абстракционизма. Эти направления уже в начале 20-х годов исчерпывают себя. К началу 30-х подавляющее большинство художников пошло по пути социалистического реализма. Советские художники обращались к современным сюжетам, к непосредственно окружавшим их явлениям, создавали образ нового героя – свободного человека, труженика, свершившего революцию и строящего новое, социалистическое общество. Героями картин были простые рабочие, крестьяне, красноармейцы, герои труда, деятели революции. В советские годы продолжали работать такие выдающиеся русские художники как В.М. Васнецов, В.А. Серов, В.Д. Поленов, А.Е. Архипов, Б.М. Кустодиев. Это была фундаментальная школа, заложившая основы для развития советской живописи. Во всех жанрах живописи в 20-е годы происходили важные изменения. Это относится и к пейзажу. Советские художники в своих пейзажных образах славили родную страну, поднявшуюся к новой жизни; отразили благородные чувства советских людей, их светлый взгляд на окружающее, их поэтическое отношение к миру. Меняющийся на глазах облик страны заставлял художников по-новому взглянуть на возможности пейзажной живописи. В 20-е – 30-е годы были созданы значительные произведения в области индустриального и городского пейзажа. Заметные успехи в 30-е годы были достигнуты и советскими портретистами. Образ деятельного, энергичного человека, человека богатого душевного мира и благородства – вот идеал, к которому стремились портретисты советского времени. Многие советские художники обращались к русской истории, напоминали зрителям о славных традициях народа на поле брани, о героизме в борьбе с захватчиками, о революционной борьбе.

Культура в СССР в годы правления В.И. Ленина и И.В. Сталина достигла выдающихся успехов. Это было время её подлинного расцвета.

После смерти в 1953 году И.В. Сталина и прихода к власти оппортуниста Н.С. Хрущёва во всех сферах жизни советского общества начались негативные изменения. После ХХ съезда КПСС началась реабилитация и возвращение из тюрем и ссылок тысяч репрессированных, в том числе антисоветски настроенной творческой интеллигенции. Начали издаваться произведения реабилитированных писателей. Например, уже во второй половине 50-х в журнале «Новый мир» был опубликован «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. В этот период появилось движение диссидентов, которое положило начало развитию мелкобуржуазных тенденций в советском искусстве. В эти годы началось перерождение самой партии, её отход от революционного марксизма-ленинизма, превращение в оппортунистическую мелкобуржуазную партию. В 1961 году на ХХII съезде КПСС была принята третья Программа партии, в которой формально провозглашался курс на строительство коммунизма. Но в соответствии с этой же программой предусматривалось следующее: «полностью использовать товарно-денежные отношения в соответствии с их новым содержанием, присущим им в период социализма; широко применять такие инструменты развития экономики как хозяйственный расчёт, деньги, кредит, финансы, прибыль; повысить роль самостоятельности предприятий, материального поощрения трудящихся в виде премий; развивать сочетание общественных, коллективистских и личных интересов в социалистической экономике». Всё это есть не что иное, как разложение социалистической экономики изнутри, отказ от достижений социализма сталинской эпохи и становление на путь реставрации капитализма.

Эти негативные изменения в экономике не могли не отразиться на всех сферах жизни советского общества, в том числе и на культурной жизни. Уже в конце 50-х годов появился «самиздат», началось распространение запрещённой литературы. Самиздатовскими тиражами из рук в руки распространялись «произведения» А.И. Солженицына, В.С. Гроссмана, В.Т. Шаламова, О.Э. Мандельштама, Б.Л. Пастернака и др. Появилась антисталинская литература, литература о репрессиях, о лагерях. Причём усилиями этих «писателей» очернялась не только личность И.В. Сталина, но и вся сталинская эпоха в целом. Хрущёвцы под видом борьбы с «культом личности» по сути начали борьбу с социализмом. В 1957 году в Москве прошёл VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Началось проникновение в СССР западной буржуазной «культуры». Её влиянию поддалась в первую очередь молодёжь, которая начала проявлять интерес к западной «музыке», моде, западному образу жизни. Началось разложение изнутри советского общества. Эти разрушительные процессы, которые начались в СССР во второй половине 50-х – начале 60-х годов, дальше шли только по нарастающей и в конечном итоге привели к перестройке и контрреволюционному перевороту 1991 года.

После уничтожения Советского Союза во всех без исключения «независимых» республиках установился капитализм. Наше общество было отброшено назад на целую эпоху, от прогрессивного социалистического строя к более отсталому капиталистическому. В буржуазном обществе начала формироваться и буржуазная культура. Началась деградация во всех областях культурной жизни. В условиях нынешней «творческой свободы», провозглашённой «демократической» властью, не было создано ни одного значимого произведения искусства. А сколько было разговоров (да и сейчас их сколько) – вот Советская власть притесняла, не давала высказаться. Уже с конца 80-х годов людям навязывали мысль, будто советская система, коммунистическая идеология препятствовали свободному творчеству. Сейчас, когда Советской власти нет, казалось бы – полная свобода творчества. И что же мы видим?

В области кино, например, за последние 20 лет не создано, за очень редким исключением, ничего стоящего. Огромную долю снимаемых сейчас «фильмов» составляют бесконечные бандитские сериалы. Типичные темы фильмов конца XX – начала XXI века – мафия, коррупция, проституция, наркомания. Появилось множество фильмов, реабилитирующих обогащение абсолютно любыми путями. Отдельная тема – современные фильмы о советском времени, в особенности о сталинской эпохе. Сейчас создаётся большое количество дешёвых антисоветских поделок, где нет ни грамма исторической правды, но зато есть назойливые штампы, кочующие из фильма в фильм и призванные создать впечатление, будто в 20-е – 30-е годы в жизни простых советских людей не было ничего, кроме страха, страданий и безысходности. Нам никогда не покажут подъём советской промышленности и успехи сельского хозяйства, рост образованности и развитие науки, но зато в изобилии покажут доносы, аресты, лагеря, расстрелы; глуповатых, наглых и жестоких энкавэдэшников; героически выживших в этом аду репрессированных (естественно, «ни в чём не виновных»), их бесконечно плачущих жён и напуганных детей. Для большего эффекта действо обычно сопровождается мрачной музыкой. Эти «фильмы» претендуют на звание исторических. Печально, что многие люди думают, что именно такой наша история и была. Впрочем, думать здесь не приходится. Эти киношедевры как раз рассчитаны на то, чтобы вызвать бурные эмоции, где-то надавить на жалость, где-то шокировать, возмутить, чтобы эмоции захлестнули разум и вопреки здравому смыслу у зрителей сложилось такое впечатление о советском периоде, какое нужно режиссёрам и финансирующим съёмки буржуазным властям.

Вообще, наших людей постепенно отучают думать. После 1991 года с телеэкрана почти исчезли научно-популярные фильмы. Правда, иногда они всё-таки демонстрируются, но только по спутниковым телеканалам и то очень редко. Американские и английские научно-популярные фильмы регулярно показывают по телеканалам «Культура», «Дискавери», а советские – нет, они как будто запрещены к показу. Дело в том, что эти фильмы воспитывают в людях способность мыслить, сопоставлять факты, делать обобщения, выводы. А вот это нынешним властям как раз и не нужно. Это опасно для них. Поэтому лучше прокручивать по центральным телеканалам в самое удобное время для домохозяек какую-нибудь очередную «Санта Барбару», для детей – очень сомнительного качества западные мультфильмы (наших-то сейчас почти не снимают), для молодёжи и подростков – тошнотворные «молодёжные комедии», в которых нет ничего, кроме пошлости и цинизма. А что-нибудь для думающих людей показывать глубокой ночью, да и то не часто.        

Наблюдается деградация и в сфере музыки. Если в советское время в музыке существовало большое количество разнообразных жанров и все они были примерно равноправны, то сейчас на первый план вышла песня, вытеснив собой все другие, более сложные жанры. Правда, то, что сейчас выдаётся за песню, песней назвать очень трудно. Тексты современных песен пошлы, вульгарны и очень примитивны. Большинство текстов – это просто набор слов, не имеющий смысла. Рифма в них, как правило, очень приблизительна или вообще отсутствует. Мелодии тоже до крайности примитивные, не запоминающиеся, не выразительные и очень похожие одна на другую. То, что сейчас называется музыкой, в большинстве своём безвкусно, неорганично, искусственно. В капиталистическом обществе мир музыки, как и искусства в целом, полностью поглощён жаждой денег. А там, где начинается погоня за прибылью, искусство заканчивается. В нашем буржуазном обществе музыка воспринимается как развлечение. Под её звуки танцуют на дискотеках; её слушают, чтобы скоротать время в транспорте; включают, чтобы создать фон во время выполнения каких-то домашних дел. В неё уходят, когда не хочется ни о чём думать. Думать эта «музыка» отучает. Конечно, в современном мире ещё осталась настоящая музыка, полностью она не исчезла. Но, к сожалению, её не услышать на популярных музыкальных телеканалах, по радио. Это не популярная музыка. Это музыканты, не известные широкому кругу слушателей. Это «неформат».

За последние 20 лет заметно деградировала литература. И не только литература, но и сами читатели. В советское время мы были самой читающей страной в мире. А сейчас, согласно исследованиям Института социологии РАН, 40% жителей России вообще не читают книг; число семей, имеющих домашнюю библиотеку, снизилось до минимальных значений. Те, кто всё-таки изредка берёт в руки книгу, предпочитают лёгкие досуговые издания. Учёные  Института пришли к печальному выводу, что за последние 20 лет в России выросло два поколения не читающих граждан. Да и в других союзных республиках ситуация не лучше. В нынешнем капиталистическом мире простому народу часто не до книг – купить бы самое необходимое. Да, сейчас в крупных городах в книжных магазинах продаётся немало хорошей литературы, в том числе классической. Но кто её покупает? Это в советское время цены на книги были доступными, можно было пойти и не задумываясь купить любую книгу. А сейчас народ может быть и покупал бы – но доходы далеко не всегда позволяют. Ещё один немаловажный момент – с приходом капитализма в нашу страну вернулось такое присущее только капиталистическому строю явление, как безработица. Разве простой труженик, уволенный предпринимателем и озабоченный поисками работы и средств к существованию, настроен читать классическую литературу? Кроме того, потребность и привычка читать должна закладываться с детства, со школьной скамьи. Но сегодняшние школьники почти ничего не читают. Вместо того, чтобы прочитать хотя бы те произведения, которые входят в школьную программу, они в лучшем случае читают краткое содержание, а в худшем – не читают вообще ничего. Хорошо учиться у нас стало не модно.

Заметно снизилось качество издаваемой сейчас литературы. Не создаётся по-настоящему значимых литературных произведений. Вообще, в наши дни «писателем» может стать каждый, у кого есть деньги. Появилось много бездарностей, не умеющих писать, но нашедших большие деньги на свою «раскрутку». Самые распространённые жанры – фантастика, низкопробный детектив, слащавый любовный роман. Современные писатели перестали уделять внимание культуре речи, прибегают к использованию мата и сленга, тем самым поощряя сквернословие современного читателя. Раньше книги обучали, воспитывали, наставляли, а сейчас создаётся в основном развлекательная литература. Современные авторы пишут, чтобы получить прибыль от издания своих книг. А художественное произведение – это искусство, которое ни в коем случае не должно подчиняться законам рынка.

Постепенно деградирует изобразительное искусство. Если в советское время в нашей стране успешно боролись против разных авангардных направлений типа абстракционизма, сюрреализма, экспрессионизма, то сейчас все они расцвели пышным цветом. На смену доступному и понятному простому народу реалистическому искусству пришло искусство совершенно чуждое, малопонятное. «Выдающиеся художники» рисуют разноцветные круги, квадраты, полосы, пятна и продают все эти художества за несколько тысяч долларов. Многие картины современных художников напоминают неудачные детские рисунки, а некоторые – рисунки психически нездоровых людей. Кроме того, картины в капиталистическом обществе превратились в товар, а занятие живописью – в способ зарабатывания денег. Сейчас почти не создаётся значимых произведений в области изобразительного искусства, почти нет и крупных, действительно высокопрофессиональных художников. Из художников прошлого некоторые незаслуженно забыты; другие, раньше малоизвестные, сегодня наоборот незаслуженно восхваляются. Например, у нас в Белоруссии в последние годы навязчиво пропагандируется творчество Марка Шагала. Наверное, если сейчас провести опрос среди жителей Белоруссии, «Каких белорусских художников вы знаете?», Шагал будет назван одним из первых. Официальная пропаганда хорошо делает своё дело. Между тем другой, действительно выдающийся советский и белорусский художник Михаил Савицкий, Народный художник СССР и БССР, член Национальной Академии наук Белоруссии и Российской академии художеств, Герой Белоруссии, о Шагале говорил следующее: «Шагала сделали величайшим белорусским художником, когда у него нет ни одной настоящей работы. Несколько неудачных рисунков и картин местечкового уровня. Так это иллюстрация их еврейского быта. Если они его считают гениальным, пусть считают». Понятно, что такая оценка «творчества» Шагала (несмотря на то, что это оценка не дилетанта, а профессионального художника) всячески замалчивается. Вообще, в наше время художниками становятся те, у кого есть деньги и связи. И неважно, что их творения на самом деле не представляют никакой художественной ценности.

Как видно из всего вышеизложенного, советское искусство – искусство социалистического общества – облагораживало человека, формировало лучшие человеческие качества, способствовало повышению уровня образованности, пробуждало высокие чувства. После контрреволюционного переворота и установления в нашей стране капитализма, искусство начало стремительно деградировать. Современное «искусство» культивирует самые низменные человеческие чувства; воспитывает страсть к наживе, пошлость, жестокость, цинизм, равнодушие; способствует оглуплению и развращению людей.

Только восстановив путём новой социалистической революции нашу Родину – Союз Советских Социалистических Республик, мы сможем возродить социализм, а вместе с ним и нашу великую культуру.  

Мария Краснова

Категория: Советская история

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных