Печать

19 июля исполняется 130 лет со дня рождения Владимира Маяковского – великого русского советского поэта, драматурга, киносценариста, кинорежиссера, киноактера, художника. Лауреат премии Ленинского комсомола. Классик советской литературы, реформатор русской поэзии, которого советские люди любовно называли пролетарским поэтом.

Владимир Маяковский родился 7(19) июля 1893 г. в семье лесничего в грузинском селе Багдати. После смерти отца семья в 1906 году переехала в Москву. Маяковский учился в московской гимназии, общался со студентами-большевиками, вступил в партию, в 1908 году кооптировался в состав Московского комитета РСДРП(б). Маяковские жили бедно, поэтому у них не было возможности оплатить обучение Владимира в гимназии, и в 1908-м он был исключен из 5-го класса по причине неуплаты.

Трижды подвергался арестам, в 1909 году был заключён в одиночную камеру Бутырской тюрьмы. Выйдя из тюрьмы, где он начал писать стихи, Маяковский решает «делать социалистическое искусство»: «Я прервал партийную работу. Я сел учиться» (Полн. собр. соч., т. 1, 1955, с. 18).

В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К 1912 году относятся его первые поэтические опыты, связанные с теорией и практикой группы кубофутуристов, которые привлекали его протестом против устоев буржуазного общества. Но если антиэстетизм футуристов проявлялся преимущественно в области «чистой» формы, то Маяковский воспринимал его по-своему, как подступ к решению задачи – создать новый демократический поэтический язык. Об этом он скажет в революционной поэме «Облако в штанах» (1915): «... Улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать» (там же, с. 181).

Творчество Маяковского по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии «Владимир Маяковский» (постановка 1913 года). По мнению Максима Горького, Владимир был единственным настоящим литератором среди его собратьев-футуристов. Пафос трагедии – в протесте против установлений буржуазного общества, против власти «бездушных вещей». Трагедия в конечном счёте восходит к настроениям масс, возмущённых несправедливостью мира, но ещё не осознавших своей силы. Пафос отрицания буржуазной действительности ощутим и в ранних стихах поэта («Адище города», «Нате!», 1913, и др.). Бунтарский стих «Нате!» стал отрытым вызовом буржуазии.

За участие в публичных литературных выступлениях футуристов Маяковский был исключён из училища (1914). Начало 1-й мировой войны 1914–18 гг. отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье «Штатская шрапнель» (ноябрь 1914) он писал, что «сегодня нужны гимны...» (там же, с. 303), но в стихах «Война объявлена» (июль 1914) и «Мама и убитый немцами вечер» (ноябрь 1914) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. В стихах, напечатанных в журнале «Новый сатирикон» («Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн взятке», 1915), Маяковский воздаёт саркастическую «хвалу» мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство.

Новым этапом явилась поэма «Облако в штанах». «„Долой вашу любовь“, „долой ваше искусство“, „долой ваш строй“, „долой вашу религию“ – четыре крика четырёх частей», – так характеризовал сам поэт основную социально-эстетическую направленность «Облака» (Предисловие ко 2-му изданию, 1918, там же, т. 12, 1959, с. 7). Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского – «Флейта-позвоночник» (1916), «Война и мир» (отд. изд. 1917), «Человек» (1916–17, опубликовано в 1918) – был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Это сближало поэта с М. Горьким, который, выделяя Маяковского из среды футуристов, привлёк его к участию в журнале «Летопись».

Радостно встретив Октябрьскую революцию 1917 года, Маяковский определил свою позицию: «Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось» (там же, т. 1, с. 25). Поэт стремился эстетически осмыслить «потрясающие факты» новой социалистической действительности. До Октября у Маяковского не было чёткой социальной перспективы. Некоторые догмы футуристической группы накладывали отпечаток на особенности формы его стихов и на систему социально-эстетических взглядов. После Октября творчество М. приобретает новую социально-эстетическую окраску, обусловленную борьбой за идеалы коммунизма (как в позитивном, так и в сатирическом плане). Это сказалось уже в пьесе «Мистерия-буфф» (1918, 2-й вариант, 1921) – «... героическом, эпическом и сатирическом изображении нашей эпохи» (там же, т. 2, 1956, с. 167), первой советской пьесе на современную тему. Утверждая величие и героизм простых людей, Маяковский разоблачал творческое бессилие буржуазии; строить «ковчег» нового мира под силу только «нечистым» с их нравственной чистотой и классовой солидарностью. В «Левом марше» (1918), своеобразном гимне пролетарской мощи и целеустремлённости, поэт призывал к борьбе с врагами революции. Но эстетическая палитра Маяковского была многоцветной: в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) он выступал за богатство эмоций нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.

В стихах Маяковского «Товарищу Нетте…», «Рассказ о Кузнецкстрое…», «Стихи о советском паспорте» звучит утверждение нового строя; в сатирических произведениях («Окна РОСТА», стихотворениях «Прозаседашиеся», «Подлиза» и др., пьесы «Клоп», 1928, «Баня», 1929) – борьба с внешними и внутренними врагами социализма.

Трансформация вечных тем мастерски раскрыта в поэмах «Люблю» (1922), «Про это» (1923), стихах «Хорошее отношение к лошадям», «Сергею Есенину».

Поэмы «Владимир Ильич Ленин» (1924), в которой образ вождя революции воссоздан на широком историческом фоне, и «Хорошо!» (1927), где эпический показ десятилетия революции сочетался с переживаниями лирического героя, стали образцами социалистического реализма в советской поэзии. В произведениях Маяковского – советская политическая публицистика в стихах и прозе, статьи и выступления на литературные темы, стихи для детей. Как поэт нового типа он выразил свои идейно-эстетические принципы в поэме «Во весь голос» (1930). Владимир Маяковский являлся реформатором поэтического языка, оказал большое влияние на мировую поэзию ХХ века.

И.В. Сталин называл Маяковского лучшим, талантливейшим поэтом Советской эпохи, пролагавшим пути развития поэзии народов СССР. Трибун Октября, глашатай освобождённого народа, совершившего величайшую из революций, Маяковский оказал влияние на революционную поэзию мира и поэзию народов СССР. Его стихи были переведены на языки народов СССР и большинство языков мира.  

Подготовлено Марией Красновой,

членом ВКПБ (Нины Андреевой),

г. Горки, Могилёвской обл., Белоруссия

Категория: Советская история

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных