ВКПБ ВКПБ

20.12.2022, 09:40

1943 год. Пермь. 12-летний фрезеровщик

Источник: https://statehistory.ru/1587/Deti-rabochie-v-SSSR-vo-vremya-voyny/
1943 год. Пермь. 12-летний фрезеровщик

Источник: https://statehistory.ru/1587/Deti-rabochie-v-SSSR-vo-vremya-voyny/

1943 год. Пермь. 12-летний фрезеровщик.

События Великой Отечественной войны подтвердили правоту Отто фон Бисмарка, который считал, что войны выигрывают учителя. Против СССР ополчились страны с общим населением 400 миллионов человек. Население нашей страны на 1 октября 1939 года, по данным переписи, составляло 170 миллионов. Соответственно, несравнимы были мобилизационные потенциалы. Европейцы к моменту нападения имели армию 8 миллионов, в РККА было 4 миллиона. Значительную часть пришлось держать на Дальнем Востоке на случай нападения Японии, а также на юге, где могла напасть Турция. На западе было всего 2,8 миллиона.

После нападения пришлось мобилизовать всех, кого только можно. К станкам встали мальчики 14 лет. На многих фотографиях тех лет видно, что им пришлось под ноги ставить ящики, чтобы дотянуться до рычагов управления станком. Но в лице этих, по сути, малышей страна получила качественно новый рабочий класс. Дело в том, что до 1949 года у нас обязательным было только начальное образование. Соответственно, основная часть взрослого населения имела образование в пределах трёх классов. А малыши на ящиках имели образование 7 классов, они знали физику, химию, математику, хорошо чертили и разбирались в готовых чертежах… Уже через полгода уровень их квалификации значительно превысил таковой ушедших на фронт отцов. Дети не просто выполняли план, они выдвигали рационализаторские предложения, повышавшие производительность труда и качество продукции, её себестоимость. Результаты поражают. На средства, которые немцы тратили на производство одного «Тигра» (в пересчёте на золотое содержание валюты), наши мальчики на ящиках выпускали 42 танка Т-34-85.

К моменту начала «перестройки» наибольшим словарным запасом обладали кадровые рабочие. Не интеллигенция!

Реставрация капитализма в нашей стране привела не только к экономической катастрофе, массовому обнищанию, депопуляции. Страшным результатом стало лишение молодого поколения жизненных перспектив, ориентиров.

Стимулом деятельности человека является достижение жизненного успеха. Для этого общество должно помочь вошедшему в мир человеку сформировать общественно значимую цель и создать предпосылки для её достижения.

За десятки лет работы в системе народного образования учителем, директором школы, инспектором школ и преподавателем педагогического института я пришёл к выводу, что следует выделить семь основных факторов успешности учёбы детей. Притом действуют они только совместно. Не хватает действия одного из факторов – остальные также перестают действовать.

  1. I. Многовековой опыт показывает, что для успешной учёбы ребёнок должен при поступлении в первый класс иметь словарный запас как минимум шестнадцать тысяч слов. Иначе он не будет понимать учебный материал. При этом необходимо учесть, что речь формируется в основном до трёх лет. После семи лет радикального увеличения словарного запаса уже не происходит.

Вполне естественно, далеко не все родители способны обеспечить ребёнку такой словарный запас к моменту поступления в школу. Однако при Советской власти имелась широкая сеть дошкольных учреждений, которые в основном и брали на себя эту миссию. После реставрации капитализма в девяностые годы дошкольные учреждения массово закрывались, их здания занимали различные коммерческие структуры.

Отсюда и неразвитость речи детей. Но это понимают не все взрослые. Они говорят: «Он должен выучить!» Хорошо. Возьмём для примера известный текст: роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта». Берёт ребёнок книгу, а начинается она с того, что лорд Гленарван совершает первое плавание на своей новой яхте. И всё! Уже тут непонятно, что такое яхта. Смешно? Нет. Я имел множество случаев убедиться, что дети не понимают слов, обозначающих предметы, которых они никогда не видели. А большинство детей России никогда не видели яхты. Тем более они не понимают, что значит слово «лорд». И мамочки тоже не объяснят. Ну, заучит ребёнок текст, а не поймёт. Знания при этом всё равно не будет. То же происходит и при чтении учебника.

У нас выросло поколение с бедным словарным запасом, целеполагание которого ограничено небольшим набором примитивных лозунгов, общественная ценность которых весьма сомнительна. Особенно ярко это проявляется у нынешних парней, покрывших себя татуировками с фашистской символикой. Но ведь символикой дело не ограничивается…

  1. II. Трудно переоценить и другой фактор: невербальные способности. Это способности, не связанные напрямую с речью человека. Сюда относятся, в частности, способности, связанные с движением. Не случайно в старину большое внимание уделялось обучению дворянских детей дошкольного возраста танцам. Притом танцы отличались большой сложностью и перечень танцев, которые должен был освоить юный дворянин, был весьма обширен. И это тоже развивало мозг, благоприятствовало успехам в учении. Вообще всякие сложные движения, например, создание моделей-копий известных парусников, также развивает мышление. Недаром выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский писал, что умственные способности ребёнка находятся на кончиках его пальцев.

А многие ли дети сейчас разучивают сложные танцы, которые разучивались ещё в сталинскую эпоху? То, что сейчас называют танцами на школьных вечерах и на домашних вечеринках, трудно вообще назвать танцами. Никакой сложности, требующей длительного разучивания, чёткой координации движений здесь нет и в помине. Это также понижает уровень умственного развития.

Интенсивная тренировка слухового анализатора также способствует повышению уровня умственного развития. Человек с развитым слухом прекрасно различит манеру исполнения одного и того же произведения разными музыкантами. Например, манеру исполнения концерта для скрипки с оркестром П.И. Чайковского Валерием Климовым и Владимиром Спиваковым. Ещё большую ценность в этом отношении представляют занятия музыкой самого ребёнка. При Советской власти весьма значительная часть детей занималась в детстве музыкой. Поэтому горожане быстро раскупали в магазинах пианино, а сельские жители – чаще баяны, гармони… Многие дети занимались в музыкальных школах. Притом большинство музыкантами не становились, но эти занятия в детстве своё благотворное дело успевали сделать: повышали уровень умственного развития.

После 1991 года число учащихся музыкальных школ уменьшилось в десятки раз. Соответственно, средний уровень умственного развития населения страны существенно снизился.

Трудно переоценить роль зрительного анализатора в умственном развитии. Ведь большую часть информации человек получает именно с помощью этого анализатора. И тут, как и в случае со слуховым анализатором, большое значение имеет специальное обучение. Иначе говоря, видеть нужно тоже учить, а умение видеть, в свою очередь, повышает уровень умственного развития. Известно, что далеко не все народы к недавнему времени догадались изображать окружающий мир на плоскости. Например, все знают о наскальных рисунках первобытных людей в урочище Залавруга на реке Выг и в ряде других мест…А в местах проживания коми-пермяков таких рисунков нет. Когда в район реки Колва пришли русские, они стали обращать жителей в православную веру. Коми не возражали, но изображения на иконах не воспринимали. Они заглядывали за икону, чтобы увидеть, где это мадонна с младенцем, о которой им говорил батюшка. Их зрительный анализатор не был приучен воспринимать плоское изображение объёмного мира. Пришлось для взрослых коми делать объёмные иконы. Это не по канону, но куда денешься. Эти объёмные иконы можно увидеть в музеях Чердыни и Соликамска.

Мамочки, которые учат своих малышей рисовать, сами не догадываются, что одновременно приучают зрительный анализатор ребёнка воспринимать плоское изображение объёмного мира:

Точка, точка, запятая,

Минус, рожица кривая.

Палка, палка, палка, палка, огуречик –

Вышел человечек.

Люди, которых этому не учили в раннем детстве, потом всю жизнь не способны воспринимать плоские изображения окружающего мира: картины, рисунки, фотографии, кино…

Мои ученики, изучавшие курс биологии за 8 класс, это всё прекрасно понимали. И не удивлялись тому, что некоторые старики из глухих деревень, окружавших нашу школу, не понимают, что такое фотографии и не узнают на них своих сыновей, погибших на войне. Просто их родители вовремя не научили их воспринимать плоские изображения объёмного мира. Да и сами не умели.

А нынешние женщины, выросшие после 1991 года с возмущением говорят: «Что за глупости! Как это мать может не узнать сына на фотографии?!» Эти женщины не могут понять, что такие старики вообще не воспринимают плоское изображение окружающего мира.

Это о чём говорит? О деградации буржуазной школы. Она не даёт тех знаний, того развития, которые дети получали от школы советской.

По мере развития общества совершенствуется восприятие не только формы окружающих предметов, но и их окраски. Растёт число воспринимаемых цветов. Например, японские психологи разработали методики обучения детей, благодаря которым выпускники японских школ различают и могут назвать 280 цветов! И если мы с вами смотрим на какой-то пейзаж вместе с японцами, мы видим разные по окраске пейзажи.

Пока трудно сказать, какие резервы развития заложены в зрительном анализаторе. Но ясно, что использовать эти резервы нищая школа буржуазной России явно не способна.

III. Далее коснёмся неблагоприятного влияния на умственное развитие детей психической депривации. Чтобы было понятнее, скажем проще: если детей вовсе не ласкать, они умирают. Размеры газетной статьи не позволяют описать, как люди пришли к такому выводу. Однако важен и другой факт: чем больше детей ласкают, тем легче они усваивают речь и развивают свои невербальные способности. Лишней ласки не бывает, как не бывает слишком много свежего воздуха.

В советской школе в этом отношении было всё нормально: разговаривая с учениками, учителя часто гладили их по голове, обнимали. А попробуй учитель сейчас приласкать ученика! Статью пришьют! А дома обстановка часто далеко не лучшая, тем более, что многие мамочки путают два разных понятия: ласкать и баловать. Они не понимают, что баловать – это разрешать ребёнку то, чего разрешать нельзя и не приучать делать то, что нужно.  В результате недоласканные дети страдают различными психическими отклонениями ненаследственного характера.

  1. IV. И вот тут самое время перейти к следующему фактору, влияющему на успеваемость: выработку привычки выполнять необходимые, но неприятные действия. Все эти действия перечислить невозможно. Вот лишь несколько примеров: стирать, штопать, чистить картошку, вытирать пыль, мыть пол…Начинать приучать к этому нужно уже в возрасте двух лет. Если это условие выполнено, для ребёнка в школьном возрасте не будет возникать вопрос, интересен ли ему изучаемый материал. Учиться надо! И всё! Например, я и в школе, и в институте был отличником. Почему? Моя бабушка в своё время была домашней учительницей, готовила к поступлению в гимназию детей из княжеских семей. Поэтому она своевременно привила мне упомянутые выше привычки.

Известно, что к разным учебным предметам у детей отношение разное. Некоторые мамочки считают, что учитель должен строить урок интересно. Это неверно. Даже если учитель соловьём распоётся, материал заинтересует примерно 14% детей. Остальным интересно не будет. Вот и я терпеть не мог алгебру. Но словарный запас у меня был очень большой, поэтому все объяснения учительницы я ловил на лету. Приходя домой, я не брал в руки учебник, мне это было не нужно. Я сразу переходил к письменным заданиям. Это неприятно, но НАДО. А всяких НАДО у меня уже было выработано много. И ещё одно НАДО меня особо не перегружало. На выполнение домашней работы мне требовалось ровно столько времени, сколько рука записывала решение. Голова-то работала быстрее, чем рука.

А что сейчас? Многие Викочки и Гогочки избалованы мамочками под действием «демократической» пропаганды. И пуговицу пришить не могут. А уж учиться…

  1. V. Очень важно отсутствие родительского гиперконтроля. Во время моей полувековой педагогической деятельности я и мои коллеги воевали с мамочками учеников, чтобы они не лезли проверять домашние работы детей. Своим некомпетентным вмешательством они приносят только вред. Например, ребёнок написал: «Каменщик кладёт кирпичи.» Мамочка, которая давно забыла правила, кричит: «Пиши: ложит кирпичи!» И ребёнку никак не удаётся доказать мамочке, что корень «лож» употребляется лишь в глаголах совершенной формы. А в одной из школ Инзы ретивая мамочка, увидев в тетради ребёнка слово «генератор», после сольного «концерта» и избиения сама зачеркнула правильно написанное слово и своим почерком сверху написала: «пиниратар».
  2. VI. Шестым в порядке следования в статье оказался фактор не менее важный, чем предыдущие: единство требований семьи и школы. При Советской власти с этим опять же всё обстояло хорошо. Школа выполняла социальный заказ партии. Родители должны были лишь помогать учителям. Опять же не как сочтут нужным не имеющие педагогического образования мамочки, а под руководством самих учителей.

После 1991 года всё изменилось. Школа выполняет социальный заказ семьи. И некомпетентные мамочки, мыслящие прямолинейно, стали решать, что их детям в жизни понадобится, а что, на их взгляд, лишнее. Например, мамочка решает, что она не разрешит своему чаду работать на химическом производстве. Значит, химия ему не нужна.

В деревню жить мамочка своё чадо также не пустит. Следовательно, биология тоже лишняя. Она – для будущих полеводов.

На самом деле задачей всех учебных предметов в школе является формирование умения думать. Да, этому тоже необходимо учить. И разные учебные предметы дают возможность с наибольшей лёгкостью сформировать умственные операции, которые необходимы в любой профессии. Например, на мусороперерабатывающем заводе люди заняты неквалифицированным трудом: сортируют мусор. Отдельно – пластмассу, отдельно – тряпки из хлопка, отдельно – стеклотару…Мамочки уверены, что человек от природы умеет думать, но это не верно. Этому нужно учить. В данном случае люди производят категоризацию предметов. Для формирования этого психического процесса в наибольшей степени подходит школьный курс биологии, дающий детям образец чёткой и понятной систематики объектов. В случае с биологией – живых объектов. Они делятся на царства, типы, классы, семейства, роды, виды. Названия живых объектов в дальнейшем могут забыться, а умение систематизировать предметы, факты останется и пригодится в любой профессии.

Важной формой мышления являются суждения. Необходимо разнообразить условия формирования умения строить суждения.  Для этого предлагаем детям строить суждения на уроках по разным предметам. Например, на уроке химии мы пишем на доске несколько формул оксидов и среди них – формулу азотной кислоты. Детям предлагается построить суждения, которые формулы обозначают оксиды, а которые – нет. Дети говорят, что оксиды состоят из двух элементов, один из которых кислород. Азотная кислота кислород содержит, но состоит из трёх элементов, поэтому оксидом не является.

Другую ситуацию построения суждения создаём на уроке зоологии. Спрашиваем, можно ли утят называть зверятами. Дети отвечают, что звери – это млекопитающие, а утята – птицы, поэтому зверятами не являются. Похожим является вопрос, можно ли нас с вами называть зверями. Здесь перед некоторыми детьми существует психологический барьер: им дома внушали, будто человек – не животное. Одной из важнейших задач школы является замена житейских понятий научными. И если дети испытывают затруднения при ответе на вопрос, напоминаем, что человек – животное. И уже сами они вспоминают, что мы – млекопитающие. Следовательно, мы – звери.

Так что все учебные предметы нужны для формирования мышления. Лишних нет.  Названия веществ, животных, растений забудутся, а сформированное умение мыслить останется на всю жизнь.

VII. Мощным фактором, препятствующим полноценной учёбе, является феноменологизм. Он заключается в привычке опираться только на житейские понятия. Это чисто русское явление, возникшее из-за принудительной христианизации Руси князем Владимиром. Дело в том, что у язычников труд – высшая святыня. А в христианстве это – позор, проклятие. Особенно крестьянский труд. Крестьяне, по христианским канонам – хамы. Проклятые.

Естественно, русские не могли добровольно принять такую веру. Христианизация приняла форму гражданской войны, в ходе которой уничтожено до 70% населённых пунктов. Из 12 миллионов населения погибло 9 миллионов. Опустошены целые регионы. Возникло так называемое Дикое поле. И русские из поколения в поколение передавали завет предков: не верить вражьим книгам. Постепенно причина забылась, но сохранилась привычка не верить тому, что в книгах. А это, прежде всего, школьные учебники. Отсюда и убеждение, будто все науки – это выдумки.

За границей феноменологизм не встречается. Не характерен он и для нерусских народов России. Поэтому у нас в Поволжье дети из немецких и татарских семей в учёбе в среднем заметно выше русских детей. Немцы, татары, как и другие нерусские – рационалисты. Они понимают, что науки – не выдумки. Рационалисты есть и среди русских, но они пока не составляют большинства.

В связи с этим невозможно переоценить роль школьного курса химии. Все химические реакции, описанные в учебниках, дети проводили и сами. Таким образом, они убеждались, что утверждения мамочек и бабушек о том, что науки являются выдумками, не соответствуют действительности. Доля феноменологистов в русском населении неуклонно снижалась. Теперь реактивов в большинстве школ нет. Да и промышленность их для школ практически перестала выпускать. И в разговорах со мною женщины, выросшие после 1991 года, с надменным видом изрекают: «Нет! Нормальные люди во всём мире понимают, что науки – это выдумки!» Стоит ли говорить об успехах в учёбе их детей?

Изложенное выше даёт основание наметить основные пути возрождения школы после второго издания социалистической революции.

Необходимо изменить приоритеты. Раньше наиболее квалифицированные педагогические кадры направлялись в старшие классы школ. Теперь наиболее квалифицированные педагоги и психологи должны работать в дошкольном звене, поскольку судьба человека решается в основном до трёх лет.

Восстановить всю систему наглядных пособий и натуральных объектов, всё оборудование и реактивы для опытов по химии, физике. Резко сократить перечень реактивов, запрещённых к использованию в школе. Например, в школе обязательно должна быть бертолетова соль для получения кислорода. А для предотвращения несчастных случаев лучше готовить учителей. Прекратить выпуск учителей химии заочными отделениями. Не разрешать начинать занятия в школе, если неисправна вытяжная система кабинета химии, а также если при кабинете химии нет лаборантской.

Специальные хозяйства должны готовить для школ наборы комнатных растений для кабинета биологии. До сих пор это было пущено на самотёк. Где Мария Ивановна возьмёт царицу ночи и циссус четырёхгранный, чтобы показать явление конвергенции? И как она объяснит явление дивергенции, если в кабинете не присутствуют одновременно циссус четырёхгранный  и циссус антарктический? Насколько важны зрительные впечатления, мне пришлось лишний раз убедиться в 1986 году, когда возил лучших учеников своей школы в Хатынь. Оказывается, все они не знали, что означает выражение «железная дорога». Всё просто: они её никогда не видели. А рассказы Марии Ивановны…

Возвратить в школу черчение и астрономию. Особенно астрономию.  В этом смысле нам уже прозвенел звоночек 15 февраля 2015 года, когда мы с содроганием ждали, пролетит ли мимо Земли крупный астероид или нам всем придётся погибнуть. Астероид на этот раз пролетел в опасной близости, а небольшой обломочек размером несколько метров едва не снёс Челябинск. Повезло. Если бы он рванул километров на пять ниже, города бы не было, а так отделались ранами от разбитых оконных стёкол.

Рано или поздно один из астероидов, чья орбита пересекается с орбитой Земли, столкнётся с нашей планетой. Человечество погибнет, как погибли в своё время динозавры от падения астероида на полуостров Юкатан. А изменить орбиты астероидов мы пока не в состоянии.

Выход один: переселить часть человечества на Марс, в города под прозрачными куполами. Китай уже ведёт работу в этом направлении. Но нас-то китайцы туда не повезут. Самим надо готовить материальную базу.

 Катастрофа не может затронуть сразу обе планеты. Если люди погибнут на Земле, останутся те, кто уже будет на Марсе.

Но нынешние наши граждане не осознают серьёзность ситуации, они привыкли мыслить житейскими понятиями. Особенно женщины. Они с гордостью заявляют: «Всё, что не нужно для варки щей, нам не интересно!» Своими ушами слышал эти заявления.

Наша новая школа должна будет воспитать граждан, мыслящих даже не глобальными, а космическими масштабами. Они должны в своих планах и делах исходить не из возможности, а из необходимости. Осознав необходимость, возможность можно отыскать или создать.

В.Н. Миронюк,

Член ВКПБ (Нины Андреевой) с 1991 г.,

Делегат I, II, III съездов ВКПБ

г. Ульяновск

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных