ВКПБ ВКПБ

18.05.2022, 05:53

19 мая исполнится 100 лет со дня создания Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. 19 мая 1922 года Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о создании пионерских отрядов. Осенью того же года Пятый Всероссийский съезд РКСМ объявил о соединении всех пионерских отрядов, расположенных в самых разных городах Советской России, в детскую коммунистическую организацию под названием «Юные пионеры имени Спартака». Были утверждены «Законы юных пионеров», торжественное обещание, программа и содержание работы пионеров. У пионеров появляются свои атрибуты: знамёна, горны, барабаны, галстуки. ЦК РКСМ утвердил треугольный галстук как символ союза трех поколений: пионеров, комсомольцев и коммунистов, были утверждены другие атрибуты пионерского движения – салют и девиз «Будь готов к борьбе за дело рабочего класса! – Всегда готов!» Поднятая над головой в салюте правая ладонь символизировала доминирование общественных интересов над личными, сомкнутые пальцы – единство пяти континен­тов. Был утвержден «Марш юных пионеров». В 1924 году было решено присвоить пионерской организации имя Владимира Ильича Ленина. 

С самого начала своего существования пионеры выполняли самые разные задачи, активно участвуя в жизни страны. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности, помогали в коллективизации, ремонте сельскохозяйственной техники. В школах развернулась борьба за успеваемость учащихся, посещаемость занятий. В начале 1930-х годов объединения пионеров стали создаваться в школах. Всесоюзная пионерская организация строилась по школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина.

 С 1940 г. развивается тимуровское движение. В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть «Тимур и его команда» про мальчика, который со своими друзьями помогал семьям военных, ушедших на фронт. Образ Тимура настолько вдохновил советских школьников, что появились подражатели. Они организовывали отряды, чтобы помогать старикам, семьям солдат и офицеров. Первый отряд появился в подмосковном Клину – именно там Гайдар создал это произведение. Шесть подростков практически стали первопроходцами в тимуровском движении. Помощь тимуровцев оказалась очень своевременной и нужной. Такие отряды помогали в детских домах и школах, брали шефство над семьями офицеров и солдат, работали в полях, собирали металлолом – всего и не перечислить. Отдельного внимания заслуживает их работа в госпиталях, где юные активисты по поручению солдат писали письма и помогали медперсоналу. При этом подростки, конечно, продолжали учиться в школе.

 С началом Великой Отечественной войны пионеры оказывали посильную помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Пионеры сражались в партизанских отрядах и в воинских частях, выполняли задачи разведчиков и диверсантов, были связными для подпольщиков. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков»). Тысячи пионеров за подвиги в период войны были награждены орденами и ме­далями. Четыре имени – Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик – являются самым знаменитым символом героизма юных защитников нашей Родины. Воевавшие в разных местах и совершившие разные по обстоятельствам подвиги, все они были партизанами и все посмертно удостоены высшей награды страны – звания Героя Советского Союза. Двоим – Лене Голикову и Зине Портновой – к тому моменту, когда им довелось проявить небывалое мужество, уже исполнилось по 17 лет, еще двоим – Вале Котику и Марату Казею – всего по 14.

В послевоенные годы работа строилась по так называемым «эта­пам», когда для каждой возрастной группы предлагалось овладеть опре­деленными умениями и навыками. Пионерские организации шагали по маршрутам, каждый из которых содержал множество интересных и по­лезных дел: «Моя Родина – СССР», «Учеба – мой труд», «Зеленый наряд Отчизны», «Труд мой вливается в труд моей республики», «У нас друзья по всей планете», «В человеке все должно быть прекрасно», «Сильные, ловкие, смелые». 

Сегодня в России есть официальный «преемник» дела пионерии – Российское движение школьников. Создано оно было в 2015 году по указу президента РФ Владимира Путина. Главная задача РДШ на первый взгляд та же, что и у советских пионеров, – разностороннее развитие и воспитание школьников. Есть пионерская организация и в Белоруссии. О своей самостоятельной деятельности пионерская организация Белоруссии заявила 13 сентября 1990 года на Х Республиканском слете пионеров. В этот день был принят Устав, Девиз и Законы белорусских пионеров. Дату 13 сентября принято считать Днем Рождения БРПО. Интересно, что в Белоруссии сохранилось и название «октябрята» для младших членов БРПО в возрасте от 7 до 10 лет. Только вот нынешним октябрятам ничего не рассказывают про Великий Октябрь и его вождя Владимира Ленина, про СССР – страну, где и появилась пионерская организация. Современные пионеры не знают, что пионеры – это юные ленинцы, младшие братья и помощники комсомольцам и коммунистам в общей борьбе за строительство нового общества. И при внешнем подобии на советских пионеров – нынешние, конечно, не имеют с ними ничего общего. Пожалуй, честнее было бы и назвать их как-то по-другому. Ведь что это за октябрята, которые не знакомы с идеями Октября?

Сейчас пионеров тоже учат любить свою Родину (только вместо любви к социалистической Родине воспитывают буржуазный патриотизм), учат помогать младшим и заботиться о старших, беречь природу, хорошо учиться в школе, быть любознательными и трудолюбивыми. Всё это, конечно, прекрасно. Но основная цель советской пионерской организации – это прежде всего, коммунистическое воспитание детей, воспитание коммунистического мировоззрения, готовности бороться за социализм, наряду со взрослыми внося свой вклад в общее большое дело. В этом основная цель и смысл создания пионерской организации. Получается, что руководители нынешних пионеров намеренно выхолащивают самую суть и основное содержание деятельности пионерии. Это и понятно, в капиталистическом государстве никто не будет на государственном уровне заниматься коммунистическим воспитанием подрастающего поколения.

Что можно сделать для коммунистического воспитания детей и молодёжи в современных условиях? Наша партия, ВКПБ, создала Всесоюзную молодую гвардию большевиков (ВМГБ) – молодёжный отряд Всесоюзной Коммунистической партии Большевиков (ВКПБ), который является ее помощником и резервом, объединяет в своих рядах передовую, политически грамотную молодежь, проводит работу по коммунистическому воспитанию молодежи. К сожалению, дети школьного возраста коммунистическим воспитанием не охвачены, т.к. у нас нет массовой организации для детей, в которой роль идеологических руководителей выполняли бы члены ВКПБ и ВМГБ. Однако основы мировоззрения закладываются в детском возрасте, и упускать поколение нынешних школьников нельзя.

Выход из ситуации видится в том, чтобы, используя ветеранские организации, которые пока финансируются государством, вместе с просоветски настроенными ветеранами участвовать в патриотических мероприятиях в школах и там проводить работу по пропаганде советского патриотизма.

Кроме этого, необходимо через большевистскую печать обращаться к своим сторонникам закладывать основы, начатки коммунистического мировоззрения в семье, при домашнем воспитании. Но, к сожалению, родители сегодняшних школьников сами не получили коммунистического воспитания. Здесь на помощь может прийти старшее поколение. Его представители могут рассказать, к примеру, о том, какими были советские пионеры, чьи имена носят улицы города, чей памятник мы видим на площади, где коммунисты и их сторонники проводят свои мероприятия 1 Мая и 7 ноября – всё это в простой доступной форме может рассказать сегодняшнему школьнику дедушка или бабушка. Можно и нужно рассказывать о достижениях советской эпохи, о том, что это за страна – СССР. Ведь сегодня даже старшеклассники зачастую имеют весьма смутное представление о советском периоде.

 Мы, члены ВКПБ, не должны упускать из сферы нашей деятельности работу с детьми школьного возраста, чтобы заложить в их умы и души интерес к советской истории и коммунистической идеологии. И тогда, став постарше, они сами захотят изучать всё это подробно и обстоятельно. 

М. Краснова,

г. Горки, Могилевская обл.,

Белоруссия