Печать

Есть ли у них хоть какие-то различия?

Усташи (хорв. Ustaљe – восставшие, повстанцы) – хорватская фашистская ультраправая, националистическая организация, основанная и возглавляемая Анте Павеличем. После захвата Югославии Гитлером она стала во главе «Независимого государства Хорватия» (НГХ). Фактически, конечно, усташи были марионетками гитлеровских оккупантов. Они старательно копировали внутреннее устройство и идеологию фашистских хозяев. Центральное в их взглядах – сербофобия и антисемитизм. Усташами был организован геноцид сербов, евреев и цыган, были созданы многочисленные концлагеря. По разным оценкам, в ходе усташского геноцида погибло до 800 000 сербов, 30000 евреев, 80 000 цыган. Лозунги усташей «просты и понятны»:

«Усташский долг воздать за всё сполна. Но не равной мерой. Усташи, запомните: за зуб – голову, за голову – десять голов. Так велит усташское Евангелие».

Усташи и их идеология в новом государстве заняли абсолютно монопольное положение. Все политические партии и общественные движения за исключением правящих усташей были запрещены. Только члены движения могли занимать важные государственные должности. Павелич сам принимал все законы, назначал членов высшего руководства и функционеров усташского движения. В НГХ не существовало каких-либо выборных органов ни на государственном, ни на локальном уровнях.

Национально-политические цели усташей преследовали не только установление государственной самостоятельности Хорватии, но и придание новому государству этнически чисто хорватского характера. Главным препятствием к достижению этой цели были сербы, составлявшие треть населения НГХ. В результате, с первых дней существования НГХ усташи начали активные антисербские действия. Прелюдией была мощная пропагандистская кампания, изображавшая сербов как врагов хорватского народа, которым не место в НГХ. Кульминацией стали массовые убийства сербов и их интернирование в многочисленные концлагерях.

Следуя примеру нацистской Германии, режим усташей издал расовые законы по образу и подобию нюрнбергских законов, направленные против сербов, евреев и цыган. 17 апреля 1941 года был утверждён закон о защите народа и государства, вводивший смертную казнь за угрозу интересам хорватского народа или существованию Независимого государства Хорватия. 18 апреля были приняты постановления о назначении государственных комиссаров на частные предприятия, принадлежащие сербским или еврейским предпринимателям, и конфискации всех их автотранспортных средств, 25 апреля был принят закон о запрещении кириллицы, 30 апреля — о защите «арийской крови и чести хорватского народа» и о расовой принадлежности и т. д. Сербам предписывалось носить повязки с буквой «П», что означало «Православный».

В своей речи в Госпиче 22 июня 1941 года один из лидеров усташей Миле Будак сформулировал программу действий по отношению к сербам, которая 26 июня была опубликована газетой «Hrvatski List»:

– Одну часть сербов мы уничтожим, другую выселим, остальных переведём в католическую веру и превратим в хорватов. Таким образом скоро затеряются их следы, а то, что останется, будет лишь дурным воспоминанием о них. Для сербов, цыган и евреев у нас найдётся три миллиона пуль.

Разница в отношении к сербам и евреям заключалась в стремлении евреев уничтожить полностью, а сербов – треть уничтожить, – треть окатоличить, – треть изгнать в Сербию. Во время геноцида сербов печально прославился так называемый «сербосек» – специальный нож, которым усташи убивали своих жертв. Известным эпизодом его применения была массовая резня в Ясеноваце. 24 августа 1942 г. среди надсмотрщиков лагеря прошли соревнования по убийствам заключённых. На них победил Петар Брзица, член католической организации «Крижари», который «сербосеком» перерезал горло за один день 1360 заключённым.

Идеи об этническом происхождении хорватского народа и его самобытности занимали важное место в идеологии усташей. Именно тезис о хорватах, как о самостоятельном этносе, был первым в «Принципах хорватского усташского движения» – главном усташском программном документе. Эти идеи были направлены против концепции интегративного югославизма, они подчёркивали отказ от признания хорватов частью южнославянской общности и от признания ими Югославии в качестве своего национального государства.

Попытки усташей обосновать самобытность хорватов привели их к поддержке теорий о неславянском происхождении хорватского народа. Одной из них была готская теория, сформулированная в начале XX века австрийским социологом Л. Гумпловичем, согласно которой хорваты были не славянами, а потомками славянизированных готов, осевших на Балканах после падения Западной Римской империи. Сторонники этой теории считали, что «слабые и покорные славяне» не могли создать средневековую Хорватию - её основали готы, бывшие привилегированным классом в Хорватии. Поэтому «воинственный и государственный хорватский народ» мог быть потомком только готов. Эту теорию усташи неоднократно использовали в переписке с верхушкой Третьего рейха, пытаясь доказать, что «хорваты не славяне, а немцы по крови и расе».

В идеологии усташей особое место занимали взгляды на «хорватскую миссию» — борьбу Хорватии с «Востоком» в интересах европейской цивилизации. Автором этих идей стал Милан Шуффлай, в 1920-е гг. публиковавший работы по хорватской истории и идентичности. Он заявил, что «хорватский национализм должен быть крепостной стеной западной цивилизации». Развивавшие его взгляды усташи по другую сторону «стены» видели сербов, принадлежащих к «византизму». Границей столкновения «Запада» и «Востока» они считали реку Дрину. Идеологи усташского движения, в том числе Миле Будак, заявляли, что хорваты стали тем «пограничным столбом», о который разбился «натиск восточной церкви». По их мнению, это сыграло судьбоносную роль в истории Европы, так как «остановило проникновение Византии в Европу». Младен Лоркович заявлял, что предназначение Хорватии — противостоять сербам, которые, как он считал, олицетворяли ненавистный хорватам «Восток».

Когда НГХ присоединилось к Антикоминтерновскому пакту и отправило добровольческие формирования в вермахт и СС, мессианская теория была дополнена. Усташские функционеры в СМИ и книгах рассуждали о той роли, которую Хорватия сыграет в Европе после победы Третьего рейха. Д. Црлен писал: «Хорватское государство — пробный камень для определения крепости нового порядка». Другой усташский публицист Ю. Маканец утверждал, что место Хорватии в «новой Европе» и союз с Германией и Италией были предопределены историей, в то время как на сербов он навесил клише жидобольшевиков.

Увы, фашизм вовсе не был уничтожен 9 мая 1945 года. Фашисты всех разновидностей и национальностей, а также их пособники разбежались по множеству стран от Чили до Австралии, попрятались по разным «норам», ожидая «своего часа», тайно воспитывая молодую себе смену. И их час настал. Посмотрите на карту нынешней Европы – на уже явно фашистские страны Прибалтики, Польшу, Украину, в которой открыто свирепствуют сторонники фашиста Бандеры. Не лучше ситуация и в современной Хорватии. Подождите немного и с себя сбросят псевдодемократические «одёжки» правые силы и в Германии, и во Франции.

Мы, большевики, должны быть передовым отрядом в борьбе с надвигающейся угрозой фашизма. Наша главная задача – консолидировать силы и вести упорную идейную борьбу с надвигающейся опасностью. 

   С.В. Христенко

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных