Печать

ВСЕВОЛОД КОЧЕТОВ

Памяти всех мужественных советских борцов за коммунизм

Всеволод Анисимович Кочетов родился 22 января (4 февраля) 1912 года в Новгороде в крестьянской семье. В годы Великой Отечественной войны был на журналистской работе, сотрудник газет Ленинградского фронта. В послевоенный период занялся писательской деятельностью. Успех Кочетову принёс опубликованный в 1952 году роман «Журбины», посвящённый жизни рабочих судоверфи (по этому роману снят фильм «Большая семья»). С февраля 1953 до декабря 1954 года Кочетов был ответственным секретарём правления Ленинградской писательской организации (ЛО).

В своих выступлениях и публикациях резко критиковал писателей Зощенко, Панову, других за отступления от базисных принципов советской литературы. На отчётно-выборном собрании ЛО 6-8 декабря 1954 года Кочетов выступил против попытки некоторых литераторов ликвидировать творческие секции Союза советских писателей и всю творческую работу перенести на так называемые «производственные площадки». Эти проекты, как показал Кочетов, рассчитаны на ликвидацию единого Союза советских писателей и возрождение групповщины, от которой 20 лет назад партия помогла писателям избавиться. Так, на «производственной площадке» журнала «Новый мир» возникла и стала активно осуществляться идея пересмотра целей и методов советской литературы.

В 1955 году Кочетов назначен главным редактором «Литературной газеты» (работал на этой должности до 1959 года). С 1961 года Кочетов назначен главным редактором журнала «Октябрь». Современники Кочетова отмечали, что он не был бюрократом и свои административные возможности часто применял для помощи нуждающимся писателям. Помощник Кочетова, ответственный секретарь редакции «Октября» Юрий Идашкин отмечает цельность личности Кочетова, искренность убеждений, честность и порядочность в общественных и личных конфликтах, прямоту и независимость суждений. Кочетов отказался от спецпайка и демонстративно ездил на собственной машине, предоставляя служебный автомобиль для нужд редакции и журнала.

Все хрущёвские и послехрущёвские годы Кочетов вёл упорную и тяжелейшую борьбу с «приспособленцами» в литературе, носителями буржуазного мировоззрения, откровенной «пятой колонной». Вся его жизнь прошла в борьбе. На встрече с Н.С. Хрущёвым он сказал: ««За последние годы положение в литературе складывается просто, я бы сказал, трагически. Подавляющее большинство писателей стоит на правильных позициях. Только какая-то кучка, до крайности активная, создаёт видимость массовости протеста против партийности литературы и умелыми, объединяющими действиями создаёт угрожающее положение в писательской организации».

Роман «Братья Ершовы» (1958), в котором Кочетов осуждает явления «оттепели», и задуманный как антитеза роману В. Д. Дудинцева «Не хлебом единым», вызвал острую писательскую дискуссию. Михаил Шолохов дал высокую оценку роману «Братья Ершовы»: «Я бы так о рабочем классе не смог написать». Юрий Жданов отметил в «Литературной газете», что «Роман «Братья Ершовы» является ответом художника-большевика некоторым литераторам, работникам искусства, которые дрогнули в обстановке сложной борьбы против буржуазной идеологии, стали жертвами и носителями хмурых, «оттепельных» настроений, ревизионистских шатаний».

Роман Кочетова «Секретарь обкома» (1959-1961) посвящён так называемому «Рязанскому чуду» — экономической афере (бывшей и в жизни), связанной с «перевыполнением» плана поставок мяса и молока в Рязанской области. В романе показано соперничество честного секретаря Старгородского обкома (подразумевается Вологодская область) Денисова и секретаря Высокогорского обкома, карьериста и очковтирателя Артамонова (Рязанская область).

В начале 1960-х шла бурная полемика между журналами «Новый мир» и «Октябрь», между их редакторами А. Твардовским и В. Кочетовым о правде жизни и правде искусства, о реализме и социалистическом реализме, о новаторстве и псевдоноваторстве. В. Кочетов резко критиковал «Новый мир» и А. Твардовского за противопоставление общечеловеческих ценностей ценностям социалистического реализма, намекая, что в общечеловеческих ценностях проглядывает и кулацкая идеология.

В ноябре 1962 года известный кинорежиссёр М.И. Ромм выступил на конференции Института истории искусств во Всероссийском театральном обществе на тему «Традиции и новаторство в искусстве социалистического реализма» с жёсткой критикой по адресу писателей Н. Грибачёва, А. Софронова и В. Кочетова: «…Кочетов, Софронов, Грибачёв и им подобные возглавляют ныне журналы и газеты и совершают диверсии на всё передовое, на всё новое, что появляется в советской кинематографии». Это один из примеров той яростной идейной борьбы, которая шла в СССР в послесталинское время.

7-8 марта 1963 года в Кремле, в Свердловском зале состоялась встреча руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. Кочетов на встрече выступил с критикой недостатков в советской литературе: «Нашу литературу на Западе никто не знает. Знают имена Евтушенко и Вознесенского, стихов их не знают, знают только, что вокруг них происходит. У них надежда, не сокрушат ли они советскую власть…». Хрущёв слова Кочетова пропустил мимо ушей.

В последнем опубликованном при жизни романе «Чего же ты хочешь?» (осень 1969) Кочетов выступил против «разложения советского общества западной псевдокультурой и пропагандой». Одна из героинь романа (русская по национальности) отстаивает советское понимание коммуниста и смысл коммунизма. Другой герой (итальянский коммунист) отстаивает еврокоммунизм Итальянской компартии (ИКП). Газета ИКП «Унита» опубликовала серию статей, резко критикующих роман, как содержащий «грубые нападки на итальянских коммунистов». Сейчас роман «Чего же ты хочешь?» читается как некое пособие или реализованный проект, с обратным знаком использованный. Это не просто роман, это роман-предсказание о разрушении Советского Союза.

Известный провокатор Эрнст Генри (Леонид Аркадьевич Хентов) осенью 1969 года написал обращение в ЦК КПСС на имя Брежнева, подписанное весьма значимыми фигурами, в котором обрушился с грязной клеветой на роман Кочетова, обзывая его самыми последними словами: «чернит наше общество», «рисует карикатуру на советскую молодёжь». Случайно узнав о письме, помощник Брежнева Виктор Голиков заступился за Кочетова перед Брежневым: «Можно не сомневаться, что абсолютное большинство авторов, подписавших это письмо, не имеют никакого отношения к его сочинению. Оно сочинено всё той же умелой рукой (Генри), которая сочиняла и письма в защиту Даниэля и Синявского, письма академика Сахарова и многие другие». Увы, Брежнев не встретился с Кочетовым, не обсудил с ним роман.

«Молнии бьют по вершинам» — последний, незавершённый роман Кочетова. По мнению Идашкина, читавшего рукопись, там звучат темы идейно-нравственной чистоты, опасности перерождения кадров. Как вспоминает Идашкин, «воцарявшиеся в стране брежневские порядки Кочетов категорически не принимал». 4 ноября 1973 года Кочетов покончил жизнь самоубийством на даче в Переделкино, застрелившись из именного пистолета Walther 7,62. В печати по настоятельному требованию Суслова появилось сообщение только о скоропостижной смерти писателя. Кочетова похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7).

Вся биография Кочетова – это рассказ о его борьбе. Он принадлежал, увы, к немногочисленному, но яростному племени коммунистов, защищавших и во времена Хрущёва, Брежнева, Горбачёва великое наследие Ленина – Сталина. К таким людям принадлежала и Н.А. Андреева.

С.В. Христенко

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных