ВКПБ ВКПБ

23.07.2024, 19:48

Ко дню памяти Н.А. Андреевой

 

24 июля исполняется четыре года как перестало биться сердце создателя Всесоюзной Коммунистической партии Большевиков, Генерального секретаря ЦК ВКПБ, прозорливого политика, теоретика большевизма – современного марксизма-ленинизма, несгибаемого большевика и патриота Советской Родины Нины Александровны Андреевой.

Н.А. Андреева была выдающимся политическим деятелем современности и коммунистического движения.

Деятельность Н.А. Андреевой на посту Руководителя партии была колоссальной и многогранной. Она руководила партией с момента её создания, поддерживала тесные контакты с нашими друзьями и единомышленниками за рубежом, выступала с докладами на международных коммунистических конференциях и встречах.

Выступления Н.А. Андреевой как в России, так и за рубежом аудитория всегда встречала с большим вниманием.

Н.А. Андреева внесла неоценимый вклад в дело большевизации коммунистического движения в России и за рубежом, в теоретическую разработку многих актуальных вопросов современности и марксистско-ленинской идеологии. В первые годы политической деятельности Н.А. Андреевой её верным помощником был её муж, большевик, учёный Владимир Иванович Клушин.

Н.А. Андрееву отличали твёрдость и непоколебимость убеждений, непримиримость к оппортунизму и ревизионизму, широта взглядов и глубина научного анализа, заострённость мысли, политическая прозорливость и научная интуиция, мастерское владение марксистско-ленинской методологией мышления и действия.

Н.А. Андреева всегда будет жить в сердцах всех честных революционеров мира.

***

В работах Н.А. Андреевой дан глубоко научный всесторонний анализ причин разрушения социализма в СССР.

Точкой отчёта буржуазной контрреволюции в СССР явился XX съезд КПСС (1956), на котором троцкист Хрущёв выступил с антисталинским докладом.

Отбросив И.В. Сталина, хрущёвские ревизионисты отбросили и марксизм-ленинизм.      

Мы, ВКПБ (Нины Андреевой), не сводим причины буржуазной контрреволюции в СССР только к предательству высшей партноменклатуры КПСС в послесталинский период. Главная причина – отказ от диктатуры пролетариата и капиталистическое реформирование экономического базиса социализма в СССР, что логически привело к реставрации капитализма и разрушению СССР.

Глубокие истоки разрушения СССР кроются в экономических реформах, которые проводились в период после смерти И.В. Сталина, особенно косыгинская экономическая реформа 1965 года (реформа Косыгина-Либермана). Хрущёвско-брежневские реформы означали отказ от научной программы перехода от социализма к коммунизму, изложенной в работе И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952). Экономика СССР постепенно переводилась на рельсы рыночных капиталистических отношений – расширение сферы товарного производства и действия закона стоимости за счёт включения в эту сферу средств производства, введение в социалистическую экономику ключевого показателя капиталистической экономики – прибыли.

В.И. Ленин и И.В. Сталин подчёркивали, что товарное производство, рынок, деньги – это инструменты буржуазной экономики, которые использует Советская власть, чтобы обеспечить экономическую смычку между рабочим классом и крестьянством и заложить фундамент социализма. После победы социализма в СССР, И.В. Сталин ставил задачу поднять колхозно-кооперативную собственность до уровня общенародной и полностью ликвидировать товарно-денежные отношения. И.В. Сталин особо подчёркивал, что товарное производство несовместимо с перспективой перехода от социализма к коммунизму (И.В. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР. М., 1952, стр. 215-216).

Но хрущёвцы и косыгинцы развернули экономику СССР на 180 градусов. Взамен однокомпонентного социалистического рынка (при Сталине), при котором товарами были только предметы личного потребления, стал формироваться четырёхкомпонентный капиталистический рынок, включающий, наряду с товарами личного потребления, также средства производства, рабочую силу и фиктивный капитал (деньги, ценные бумаги) (окончательно капиталистический рынок сформировался при Горбачёве и Ельцине – прим.).

Большинство социалистических стран последовали примеру рыночных реформ в СССР, включая и современный Китай (после смерти Мао Цзедуна).   

Таким образом, в послесталинский период СССР происходило глубокое деформирование социалистической экономики капиталистическими принципами функционирования.   

В результате рыночных реформ капиталистически деформированные производственные отношения вступили в противоречие с гигантскими производительными силами социализма, стали тормозить поступательное развитие СССР, что выразилось в снижении темпов роста общественного производства и производительности труда, в замедлении темпов научно-технического прогресса.

Введение частной собственности на средства производства и восстановление капитализма в СССР в период горбачёвской перестройки и ельцинских реформ добили производительные силы СССР и привели к катастрофическим разрушениям.

«Анализируя причины развития и временной победы контрреволюции в СССР, ВКПБ делает вывод, что исторически не ленинско-сталинский социализм потерпел поражение, а его оппортунистическое искажение и извращение послесталинским руководством страны и партии» (Н.А. Андреева. Будущее за социализмом. Ленинград, 2018, стр. 707-708).

Научный анализ причин временного поражения социализма в СССР и других странах социалистического содружества в трудах Н.А. Андреевой важен как для понимания истории СССР, так и особенно для понимания путей строительства коммунизма.

«Социализм, в отличие от других общественно-экономических формаций, можно строить только на научной базе» (Н.А. Андреева. За большевизм в коммунистическом движении, Ленинград, 2002, с. 37).

Капиталистические производственные отношения, покоящиеся на частной собственности на средства производства, на извлечении прибыли путём эксплуатации человека человеком, являются сегодня главным препятствием на пути возрождения страны. Только социализм способен раскрепостить производительные силы и сделать Россию вновь великой процветающей экономической державой.

Как нам восстанавливать социалистический союз? У нас, большевиков, есть чёткое мнение по данному вопросу: «Разрушали Советский Союз сверху, как это было осуществлено участниками Беловежского сговора, а восстанавливать его придётся снизу, т.е. революционным путём» (Н.А. Андреева, I съезд народов СССР, Москва, 1993 год), как было при В.И. Ленине. И другого пути нет.

***

Ниже мы приводим высказывания Н.А. Андреевой об истоках разрушения социализма в СССР.

«Налицо (1989 год – прим.) острейший в истории нашей страны экономический, политический и идеологический кризис, требующий принятия немедленных и кардинальных мер. В чем суть этого кризиса?

Прежде всего, он зародился не сегодня. Истоки его в послесталинском периоде жизни страны, завершившемся застойными временами. Корни кризиса в сути экономических реформ, проводимых в 60 – 80-х годах. Здесь же кроются причины, почему практически почти все экономические преобразования перестройки оказались проваленными. С такой оценкой ныне согласны многие.

Как известно, эффективность работы каждого предприятия определяется увеличением доходов. Чем выше доходы, тем выше оценка работы предприятия. Но рост доходов можно обеспечить двумя разными путями. Первый – совершенствованием технической базы, экономией сырья и ресурсов, т. е. ростом производительности труда и снижением себестоимости выпускаемой продукции; второй путь – увеличением прибыли посредством повышения цен на товар, чего можно достичь и путем сомнительных манипуляций. Нарисуй, например, на чашке копеечный цветочек и увеличивай в два-три   раза   на   нее цену. Выполнение плана и премии обеспечены.

На первом этапе нашей истории, в период сталинской эпохи, в основе хозрасчета было снижение себестоимости продукции и цен, которые проводились систематически. В послесталинский период в основу хозрасчетных показателей была заложена прибыль, что привело к вымыванию дешевых изделий и продуктов, росту цен за товары и услуги. Нынешняя экономическая реформа, связанная с перестройкой, окончательно узаконила второй путь, освободив его от непоследовательностей хрущевско-брежневских реформ и сделав погоню за прибылью любой ценой целью хозяйственно-производственной деятельности».

Н.А. Андреева. Неподаренные принципы, или краткий курс истории перестройки (Избранные статьи, выступления).

Ленинград, 1992, стр. 37-38.

«Думаю, что именно в вопросе изменения структуры и функции рынка при социализме Ленин предчувствовал «коренную перемену точки зрения на социализм». Горбачёв же с перестройщиками извратили эту ленинскую мысль и ленинское понимание НЭПа.

Начало научному разрешению проблемы рынка положил Сталин в «Экономических проблемах социализма в СССР» (1952 г.), где утверждал, что товарное производство не приведёт к капитализму, если обмен товаров через куплю-продажу будет осуществлён лишь для предметов личного потребления. Их производство и обмен подчинены закону стоимости, сфера действия которого при социализме строго ограничена. В социалистическом обществе средства производства и рабочая сила не подвержены регулирующему действию данного закона непосредственно. Это было официальное обоснование необходимости социалистического рынка, который обеспечивал бы распределение по труду, а не по капиталу.

Реставрируя капитализм, Горбачёв и Ельцин возродили капиталистический рынок, который потребовал господства частной собственности, эксплуатации, безработицы, обнищания трудящихся, подчинения экономики страны Международному валютному фонду.

Вскоре после кончины И.В. Сталина его работа «Экономические проблемы социализма в СССР» была подвергнута критике, изъята из торговли и библиотек. Заложенные в ней идеи не получили должного развития. Однако, проблемы остались. Задержка или неэффективное их решение влекли страну к кризису и сдаче завоёванных позиций.

Если при Сталине ориентиром и показателем качества работы предприятия являлось снижение себестоимости продукции и рост производительности труда, то в реформах Хрущёва и Брежнева они были заменены прибылью в денежном выражении. Как и при капитализме, прибыль становилась целью производства, постепенно вытесняя сталинскую формулировку главной цели социалистического производства – обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей советских людей. Прибыль и рентабельность – не изобретение Хрущёва. Они существовали и в дохрущёвской социалистической экономической политике и политэкономии, но существовали лишь как оценочные категории, входящие в методики расчёта эффективности производства. После ХХ съезда КПСС эти категории получают новое содержание и постепенно превращаются в главный двигатель социалистического производства… Прибыль как главный мотор капиталистического производства всей мощью советского партийно-государственного аппарата внедряется в социалистическую экономику, деформируя её, постепенно ослабляя и разрушая её неразрешимыми противоречиями.

 Если, например, снизить себестоимость продукции, а затем оптовые и розничные цены на неё можно лишь вводя новую технику и технологию, путём экономии материалов, сырья, энергии, рабочей силы, то с возведением прибыли в основной показатель работы социалистического предприятия, оказались возможны манипуляции с повышением цен на одну и ту же продукцию, манипуляции, обеспечивающие плановую прибыль.

Результатом хрущёвско-брежневских реформ стала ориентация экономики не на снижение себестоимости и увеличение производства высококачественных товаров для более полного удовлетворения потребностей трудящихся, а на получение прибыли любой ценой. Такая ориентация привела к замедлению народнохозяйственного развития, падению фондоотдачи, постепенному обесценению рубля. Прекратилось ежегодное снижение цен на предметы личного потребления и продукты питания, начался процесс их вздорожания с постепенным вымыванием дешёвого ассортимента. Появились торможение научно-технического прогресса, падение роста производительности труда, т.е. того главного, что определяет результаты соревнования капитализма и социализма на арене истории».

Н.А. Андреева. Антисталинизм – троянский конь в коммунистическом движении второй половины XX века//За большевизм в коммунистическом движении. Ленинград, 2002, стр. 15-16.

«Подходя научно к вопросу, потерпел поражение в СССР не социализм, а его ИЗВРАЩЕНИЯ, оппортунизм, отказ от марксистско-ленинской концепции построения социализма.

…При социализме политика является мощным фактором, организующим и развивающим экономическую базу общества.

Поэтому вполне закономерно, что отказ Хрущёва от ленинско-сталинской модели социализма, отказ от главного критерия эффективности социалистического производства – снижения себестоимости продукции и роста производительности труда на базе широкого использования достижений научно-технического прогресса привёл к замедлению темпов развития советской экономики с 22% при Сталине до 10 – 8% при Хрущёве и 4 – 2% при Брежневе. Последнее означало вхождение экономики в полосу затяжной стагнации.

Инициируемые процессы в экономике хрущёвского периода можно охарактеризовать как начало разрушения экономического базиса социализма. Постепенный отказ от социалистических принципов в экономике осуществлялся в соответствии с директивами и постановлениями правительства. Так, в мае 1953 года в товарно-денежные отношения была включена продукция тяжёлой промышленности, а в сентябре 1957 года – уже ВСЕ орудия и средства производства были включены в систему товарно-денежных отношений. Это дало простор финансово-экономическим злоупотреблениям, росту «теневой экономики», рождающей частнопредпринимательские элементы, которые начали форсировать первоначальное накопление капитала. С «теневиками» сомкнулась коррумпированная бюрократия, которая вместе с обуржуазившейся интеллигенцией составила антисоциалистический антинародный блок.

Удар был нанесён и по сельскому хозяйству: ликвидация МТС привела не только к появлению хронически убыточных колхозов, вечных должников государства, но и нарушила союз рабочего класса и крестьянства. Переадресовка огромных средств на освоение целинных и залежных земель окончательно добила сельское хозяйство Нечерноземья – в прошлом основной оплот российской государственности, привела к неоправданным закупкам зерна и сельхозпродуктов за рубежом при наличии фактов уничтожения собственного собранного урожая.

…Снятие Хрущёва со всех постов на Пленуме ЦК в октябре 1964 года не изменило негативной тенденции в экономике. Брежневское руководство продолжило прежний курс Хрущёва, лишь косметически подправив его. «Косыгинская» экономическая реформа 1965 года ускорила перевод социалистической экономики на рельсы товарно-денежных капиталистических отношений».

Н.А. Андреева. За большевизм в коммунистическом движении. Ленинград, 2002, стр. 91-93.

«…Наличие товарного производства и товарно-денежных отношений заключает в себе потенциальную возможность реставрации капитализма, что и произошло в СССР.

При Сталине, в ходе социалистического строительства, из товарного обращения были выведены средства производства, т. е. сфера товарного обращения резко сузилась, включая в себя только предметы потребления и продукты питания. Постепенный переход к строительству коммунизма и заключался именно в полной ликвидации товарно-денежных отношений путём поднятия колхозно-совхозного производства до уровня промышленного и ликвидации, точнее, слияния двух форм общественной собственности: общенародной и колхозно-кооперативной. Всё это подробно описано Сталиным в «Экономических проблемах…».

…Для построения коммунистического общества необходимо ликвидировать товарное производство и товарно-денежные отношения (и заменить их прямым продуктообменом). Пока будут существовать товары и деньги, ни о каком коммунизме и речи быть не может».

Н.А. Андреева. Будущее за социализмом. Ленинград, 2018, стр. 519-520.

ЦК ВКПБ (Нины Андреевой),

г. Москва

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных