Печать

Александр Иванович Герцен – великий русский революционный демократ, выдающийся философ-материалист, блестящий публицист и литератор – родился 6 апреля (25 марта по ст. ст.) 1812 года в Москве в дворянской семье.

В 1825 году юный Саша стал свидетелем восстания Декабристов, которое сильно повлияло на него. Позже он вспоминал об этом: «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души». Уже через 2 года, летним днём 1827-го года на Воробьёвых горах в Москве вместе со своим другом Н. П. Огарёвым Герцен дал клятву: всю свою жизнь посвятить борьбе за освобождение русского народа. «Мы не знали всей силы того, с чем вступали в бой, но бой приняли». С этой клятвой Герцен прошёл всю жизнь.

В 1829 году Герцен поступил в Московский университет на физико-математическое отделение, где создал вместе с Огарёвым политический кружок. Через год после окончания университета Герцен, Огарёв и несколько других участников кружка были арестованы, после чего царское правительство выслало их из Москвы; Герцен был сослан в Пермь, а затем переведён в Вятку. Уже в университетские годы, а особенно интенсивно во время ссылки, у него начали складываться новые взгляды: он пытается материалистически осмыслить важные вопросы естествознания и начинает выступать против идеализма. «В идеализме увидите часто, – писал он в одной из своих ранних работ, – что всю природу подталкивают под блестящую гипотезу и лучше уродуют её, нежели мысль свою». Герцен никогда не замыкал философию узкими рамками академизма, а пытался вывести её на широкую дорогу общественной жизни, соединить с политической борьбой за лучшее будущее человечества. «Союз современной философии с социализмом не трудно понять…, – писал он, – Социализм нам казался самым естественным силлогизмом философии, применением логики к государству».

Диалектику, на которую опирался Герцен, он называл «алгеброй революции», считал, что диалектика должна стать теоретическим обоснованием революционно-демократических преобразований. «История принадлежит постоянно одной партии – партии движения». Из диалектики Герцен делал революционные выводы, доказывая, что «ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического развития».

Однако Герцен не смог последовательно и органически соединить диалектику с материализмом, для чего требовалось распространить материализм на познание общества, не смог развить свои диалектические идеи в науку об общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Хотя Герцен справедливо причислял себя к «партии движения», он, в силу исторических условий России 50-60-х годов, не смог до конца понять всемирно-историческую роль пролетариата. Герцен впервые в русской демократической литературе поставил проблему общины, в существовании которой он видел залог более безболезненного перехода к социализму, минуя «ужасы буржуазности». Однако он оставался утопическим социалистом и в основном идеалистом во взглядах на общество.

 «Герцен вплотную подошёл к диалектическому материализму и остановился перед – историческим материализмом. Эта “остановка” и вызвала духовный крах Герцена после поражения революции 1848 г. Герцен покинул уже Россию и наблюдал эту революцию непосредственно…Духовный крах Герцена, его глубокий скептицизм и пессимизм после 1848 года был крахом буржуазных иллюзий в социализме» (В.И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 18, стр. 10).

В середине 50-х годов, после того, как в январе 1847 года, в связи с преследованиями царского правительства, Герцен с семьёй уехал за границу, он основывает вольную русскую типографию в Лондоне. «Открытое слово – переход в действие», – так сформулировал Герцен свою программу. За этим последовало основание в 1857 году первенца русской революционной прессы – газеты «Колокол».

«Герцен создал вольную русскую прессу за границей – в этом его великая заслуга. «Полярная звезда» подняла традицию декабристов. «Колокол» (1857-1867) встал горой за освобождение крестьян. Рабье молчание было нарушено». (В.И.Ленин. Соч., 4 изд., т. 18, стр. 12). Герцен был первым, кто по-настоящему смог оценить роль пропаганды и агитации в массах народа, печатный орган, который он создал, явился ещё и центром, вокруг которого вырастала революционная организация. Его идея, – соединить разбросанных революционных демократов воедино, организовать их, – сбылась. Но «Колоколу» были присущи и серьёзные недостатки, на которые и обратили внимание выдающиеся русские мыслители. Летом 1859 года Чернышевский посетил Герцена в Лондоне, о чём впоследствии вспоминал так: «Я нападал на Герцена за чисто обличительный характер «Колокола»… Вам (Герцену) следовало бы выставить определённую политическую программу, скажем – конституционную, или республиканскую, или социалистическую, и затем всякое обличение являлось бы подтверждением основных требований вашей программы».

В марте 1861 года Царское правительство России, «сверху», отменило крепостное право. Но и тогда в отличие от либералов Герцен отстаивал интересы крестьян, не исключал другого, революционного пути борьбы. Когда же действительность разбила мирные иллюзии, герценовский «Колокол» в полную силу голоса обрушился на царя, решительно порвав с либералами.

Александр Иванович Герцен явился знаковой фигурой в Российском освободительном движении 50-60-х годов, человеком-историей, который прошёл путь от дворянского революционера к революционеру-демократу, связав между собой декабристов 20-х годов и героев «Народной воли» 60-х годов 19 века. Ленин писал о нём: «В крепостной России 40-х годов XIX века он сумел подняться на такую высоту, что встал в уровень с величайшими мыслителями своего времени. Он усвоил диалектику Гегеля. Он понял, что она представляет из себя “алгебру революции”» (В.И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 18, стр. 9).

«Чествуя Герцена, пролетариат учится на его примере великому значению революционной теории; учится понимать, что беззаветная преданность революции и обращение с революционной проповедью к народу не пропадает даже тогда, когда целые десятилетия отделяют посев от жатвы» (В.И. Ленин. Соч., 4 изд., т. 18, стр. 15).

Александр Иванович умер в Париже 21 января (9 января по ст. ст.) 1870 года от воспаления лёгких после того, как простудился, участвуя в одном из митингов протеста против правления Наполеона III.

Всем своим творчеством, направленным на обоснование истинности материалистического и диалектического взгляда на мир, и всей своей революционно-демократической деятельностью, связанной с постановкой первой русской революционной газеты, а также созданием революционного общества «Земля и воля», Александр Иванович Герцен подготовлял почву для распространения в России марксизма. Он всегда шёл по пути прогресса и всегда чувствовал, что он «не с той стороны, с которой картечь и победы, тюрьмы и цепи». До широкого развития капитализма в России, приведшего к образованию нового класса пролетариев, он возлагал все свои надежды на крестьянство, в котором видел главную силу будущей революции – в этом и была его историческая ограниченность. В борьбе против помещиков-эксплуататоров, тормозящих общественно-экономическое развитие России, он делал всё возможное для торжества трудящихся, и наиболее прогрессивные стороны его деятельности достались в наследие именно рабочему классу во главе с партией Большевиков.

А. Косачёв,

г. Витебск

Категория: Статьи

Консоль отладки Joomla

Сессия

Профилирование

Использование памяти

Запросы к базе данных